|
Алла Иванилова
В начале 2000-х годов Всемирный банк признал Казахстан лидером реформ в области государственной службы среди стран СНГ и Восточной Европы. Однако за эти годы в системе госслужбы накопилось немало проблем, которые чиновники намерены решить
Десять лет назад в Казахстане впервые на постсоветском пространстве был введен конкурсный отбор на государственную службу, а должности были разделены на политические и административные. Сегодня, к сожалению, Казахстан не может похвастаться высокими рейтингами. Существуют такие проблемы, как недостаточная объективность и прозрачность конкурсного тестирования и отбора, несоблюдение принципа меритократии при должностном продвижении (назначении в порядке перевода), высокая сменяемость кадров при приходе нового руководителя, нарушение норм служебной этики и невысокий уровень корпоративной культуры. Помимо этого нет взаимосвязи качества работы и количества оплаты. Кадровые службы и вовсе превратились в некий “немой” орган, который почти не участвует в отборе, оценке и продвижении госслужащих.
Чтобы решить эти проблемы, в Казахстане была разработана и недавно подписана президентом Концепция новой модели государственной службы. Для реализации всех ноу-хау глава государства сменил руководителя Агентства по делам государственной службы. Этот пост в начале июля занял лидер партии “Ак жол” Алихан Байменов. Именно он в 1998 году инициировал создание Агентства по делам госслужбы и в 1999 году стал его первым председателем.
Согласно концепции будет сформирована новая вертикаль государственной службы. Наверху будут стоять “назначенцы”, которые определяют стратегические направления развития какой-либо отрасли. Это, в первую очередь, министры. Следом идет корпус “А” - управленческая элита, куда включены должности ответственных секретарей, председателей комитетов, директора отдельных департаментов центральных госорганов, определяемых по предложению правительства, а также ряд иных высших административных должностей. Формирование кадрового резерва управленческого корпуса “А” будет осуществляться Национальной комиссией по кадровой политике при президенте. Самый массовый корпус “Б”, это более 98 процентов, будет состоять из всех остальных госслужащих.
При этом их отбор будет осуществляться на основе двухэтапного конкурса. На первом этапе Агентством по делам государственной службы с определенной периодичностью (например, раз в месяц) будет проводиться набор в кадровый резерв на основе тестирования на знание законодательства и по профессиональным и личностным характеристикам.
В случае необходимости претендент пройдет собеседование и напишет эссе, чтобы можно было оценить, как человек формирует и выражает свои мысли. На втором этапе государственный орган проводит конкурс на вакантную должность, в котором участвуют только зачисленные в кадровый резерв.
Кроме того, предусматривается ряд мер, направленных на обеспечение более высокого уровня прозрачности и объективности конкурсного отбора. В частности, в состав конкурсных комиссий госорганов будут включены внешние эксперты, а также законодательно будет установлена ответственность членов комиссии. Чиновники намерены сделать процедуру собеседования прозрачной, для этого будут приглашаться представители СМИ и общественных объединений.
На сегодняшний день от 50 до 70 процентов назначений осуществляется посредством перевода. Данная процедура, как считают в агентстве, носит формальный характер. Предполагается, что в дальнейшем при переводе будет учитываться оценка работы и наличие рекомендации с предыдущего места работы. Именно на этих двух документах будет осуществляться карьерное продвижение.
Повысится роль кадровых служб. К их руководителям, назначение которых будет осуществляться по согласованию с Агентством по делам госслужбы, начнут предъявлять специальные квалификационные требования.
В целях совершенствования управления персоналом планируется внедрение системы “е-кызмет”, которая позволит агентству, заинтересованным органам и кадровым службам получать информацию о госслужащих в режиме онлайн.
В системе государственной службы будет также совершенствоваться оплата труда и система обучения.
Пристальное внимание чиновники намерены уделить служебной этике. В частности, планируется пересмотреть Кодекс этики госслужащих. Те, кто будет позволять себе “нелитературно” выражаться и некультурно вести себя, могут лишиться должности.
Первые шаги уже сделаны. Введен бланк отчетности для предоставления результатов тестирования. До этого все “оценки” печатались на обычном чистом листе. Кроме того, обновлена форма послужного списка, куда включена оценка работы. На очереди законодательные преобразования. Поправки будут внесены в Закон “О государственной службе” и во все сопутствующие документы.
Новый руководитель Агентства по делам государственной службы Алихан Байменов выступил с еще одной инициативой. Он предложил из реестра должностей государственной и гражданской службы изъять слово “бастык”, которое в переводе с казахского языка обозначает “начальник”. По его мнению, это слово приобрело “негативный оттенок”, к тому же оно в переводе с казахского означает еще и “угнетающий, подавляющий”. “Мы должны новую корпоративную культуру строить на лидерстве, основанном на эмоциональном лидерстве, на знаниях, компетенции, партнерстве госслужащих”, - подчеркнул Байменов и предложил заменить “бастык” на “басшы” или “жетекшi” (“руководитель”).
Что касается предстоящих преобразований, то, по мнению Байменова, они должны обеспечить эффективность деятельности госаппарата, где государственная служба ассоциируется с понятием “служение нации и обществу”, а не наоборот.
Астана
Справка “НП”
По состоянию на 1 июля 2011 года штатная численность государственных должностей по республике составила 90 923 человека, фактическая численность - 87 358, в том числе политические государственные служащие - 3125. Численность женщин госслужащих - 50 850 человек, или 58,2 процента от общего количества. Средний возраст государственных служащих - 39 лет. |