|
Константин Маскаев
Казахстан, в частности, Алматы, давно превратился в страну непуганых пешеходов. Они ничего не боятся. И даже не опасаются. Даже если исключить из обсуждения тех сущих “сайгаков”, что скачут через дорогу в самых неподходящих местах, картина не потускнеет
Их уверенность изумляет. Но эта уверенность имеет мало общего со здравым смыслом. Только с ничем не подкрепленным апломбом. Это уверенность камикадзе. Поэтому мой путь за рулем подчас состоит из исправления чужих ошибок. Ошибок сограждан, переходящих дорогу. Сомневаюсь, что у наших пешеходов есть в запасе еще одна жизнь, а в кармане или портфеле припрятана кнопка Play again. Но они отважно ступают на “зебру”, демонстративно не поворачивая головы в сторону возможной опасности, даже не бросив взгляда. Самые уверенные, отгородившись от внешнего мира наушниками, ковыряются в коммуникаторе или сотовом телефоне, набирают СМС, общаются с невидимыми собеседниками, полностью выключены из системы координат “здесь и сейчас”. А вот когда это безумство демонстрирует мамаша, переводящая через дорогу малыша... Жизнь в “виртуале” для таких людей оказывается важнее жизни реальной. Либо это “пожизненные пешеходы”, которые мало знакомы с особенностями управления транспортным средством. По их представлению, видимо, любой автомобиль способен тотчас встать как вкопанный, если того требует ситуация. Или считают, что, как только они ступают на “зебру”, справа и слева от пешеходного перехода вырастают железобетонные стены, которые и сдержат любой удар?
К слову, водителя, ставшего пешеходом, вы не спутаете с “пешеходом пожизненным”. Он знаком и с особенностью взаимоотношений на дороге, и осознает степень опасности. Почему иные пешеходы беспечно перекладывают всю ответственность за свои здоровье и жизнь на совершенно неизвестных людей, понять сложно. Объяснение можно поискать в области психологии. Возможно, так гордый пешеход демонстрирует пренебрежение к тем, кто за рулем. Это инфантильная мелкая месть и компенсация за то, что он вынужден передвигаться пешком, а машин при этом развелось - ступить некуда! К тому же автомобиль не трамвай. Объедет!
Проблема же в том, что большинство пешеходов игнорируют очевидный факт: оказавшись на улице, а тем более переходя ее, они становятся участниками движения. И даже на “зебре” обязаны выполнить одно-единственное условие: приступить к переходу улицы, убедившись, что их пропускают.
Не спорю, водители также обязаны подчиняться пунктам с 14.1 по 14.6 Правил дорожного движения (ПДД) и пропустить пешехода, переходящего улицу в отведенном для этого месте. Но разве реальная жизнь подчас не состоит из издержек, натяжек и противоречий? Ни один пешеход не может быть уверен, что за рулем адекватный, законопослушный, внимательный и трезвый гражданин со здоровой психикой.
Недавно знакомого толкнуло машиной на пешеходном переходе регулируемого перекрестка. Он вышел на “зебру” на свой законный зеленый. Как позже рассказывал, боковым зрением даже видел поворачивающий автомобиль и в следующий момент оказался на асфальте. Водитель отвлекся и заметил пешехода в последний момент, резко остановил машину. Обошлось. Как понимает теперь мой знакомый, он при всей своей правоте в данной ситуации не убедился, что автомобиль остановился и пропускает его.
Помимо человеческого фактора есть еще и непредвиденные обстоятельства, неисправность тормозной системы, скользкое дорожное покрытие, ограниченная видимость. Поэтому пешеход, безусловно, прав лишь, пока жив... Как там было на самом деле, спросите у тех, кто распластался на “зебре”. А еще пешеходу, переходящему проезжую часть, особенно в темное время суток, совершенно нелишне учитывать цвет и детали одежды. Человек, одетый во все темное, черное, значительно сокращает шансы - и свои, и водителя.
Нужно понимать, что жизнь и здоровье дороже. Водитель, совершивший наезд, даже при выполнении всех правовых процедур и неизбежных моральных издержках теряет меньше. Даже если на время потеряет свободу. А мало разве случаев, когда водители избегали ответственности?
“Железобетонная” уверенность пешехода в однозначной правоте на самом деле оборачивается железобетонным заблуждением. Но очень дорогим заблуждением.
Не думал, что придется разъяснять эти, казалось бы, очевидные вещи. Но очевидны они далеко не для всех. Потому что статистика последнего времени в области ДТП с участием пешеходов тревожит все больше. В среднем по Казахстану она составляет более 40 процентов. В городах с интенсивным движением она может быть и выше. Хотя, для сравнения, в Москве ДТП с участием пешеходов составляет около 25 процентов. В российской столице достаточно подземных переходов, а в последнее время стали сооружать и надземные. В Алматы надземных переходов только три. “Первенец” - у пересечения проспекта Аль-Фараби и улицы Навои - всегда закрыт на замок. Добрые семь лет с момента постройки этот изолированный “рукав” используется, скорее, как туалет, а не по прямому назначению. Для чего его возводили? Два других перехода в этом году перекинуты через проспект Рыскулова и успешно используются.
Берегите себя! Взаимное уважение - во взаимной предупредительности. |