|
Алан Байтенов
Восточный Казахстан - уникальное место. Каждый километр напоминает о богатейшей истории.
Нельзя сказать, что он открывает свои богатства первому встречному, однако нашей экспедиции пока везет. Лихо везет вот уже шесть лет. Ровно столько автор этого материала (в составе научной экспедиции) традиционно летом колесит по Восточному Казахстану и исследует потаенные уголки “огромного” сундука Востока. Сколько еще предстоит ездить, загадывать не буду, но попрошу хотя бы еще год, седьмой - тот самый, самый удачный.
Да так, чтобы вспоминая, сравнивать его с эталоном всего многотомника экспедиции. Кому-то придется постараться, ведь и эти шесть лет “не слабые”. Чего стоит уникальное изображение слона, которое любезно показал хребет Тарбагатай.
Перед выездом в особую, седьмую экспедицию мы позволим себе вспомнить то, что было открыто и найдено нашей группой за это время
Так уж сложилось, что основные находки нашей группы произошли именно во владениях хребта Тарбагатай. Он занимает промежуточное географическое положение между горными системами Алтая и Джунгарского Алатау и, возможно, поэтому, несмотря на относительно небольшую протяженность, играл значительную роль в древней и средневековой истории. Этот небольшой горный хребет с многочисленными доступными перевалами связывал юг с севером - глубокие “прорези” ущелий были удобны для проживания в зимнее время, а богатые водой предгорные долины создавали идеальные условия для земледелия.
Богатейшее культурное наследие Тарбагатая представлено всеми периодами, по крайней мере, начиная с эпохи бронзы. Прежде всего - петроглифы. “Бронзовый” пласт в них выделяется наиболее четко - это антропоморфные существа с грибообразными головными уборами в характерных позах, ритуальные сцены с участием синкретических животных (бык с рогами архара) и, конечно же, “визитная карточка” бронзового века - туры с длинными изогнутыми рогами.
Возможно, к этому же периоду, по аналогии с петроглифами Алтая, можно отнести и сцены караванов, где вьючные животные (предположительно быки) изображены вместе с погонщиками.
Одно из самых ярких наших открытий - практически нетронутое святилище к югу от города Аксуат. Гвоздь, конечно, - ритуальная сцена, где центром композиции является животное с телом быка и головой архара, ведомое по тропинке семью вооруженными персонажами и окруженное рисунками лошадей и козлов. Кстати, именно здесь, неподалеку от этой сцены, мы увидели изображение фигуры слона с паланкином на спине, ведомого двумя погонщиками.
По всей видимости, специальные исследования помогут выявить и более древний пласт петроглифов, относящийся, по крайней мере, к неолиту, во всяком случае, на это указывают стилистические признаки некоторых изображений.
Существование в Тарбагатае культуры неолита подтверждается найденным нами обломком каменной рыбы, аналогичной неолитическим каменным изваяниям рыб Сибири.
Неожиданной находкой явился петроглиф, обнаруженный нами в западных отрогах Тарбагатая, на нем изображен поселок со стационарными жилищами. Один из “домов” (с левой стороны) больше других по размерам, все они имеют в верхней части V-образный элемент (что напоминает перекрещивающиеся над кровлей продолжения стропил или рога), а в центре точкой, по-видимому, изображен очаг.
На территории Казахстана фиксировались наскальные изображения жилищ, но изображение поселка - факт весьма примечательный. Характер изображения жилищ напоминает таковые на знаменитой Боярской писанице.
Переходный период от бронзы к эпохе железа документируют каменные стелы, так называемые “оленные камни”. Они в основном распространены на территории Южной Сибири, окраина их ареала захватывает и Восточный Казахстан.
Однако местные стелы имеют свои особенности, главная из них - отсутствие оленей, которые выбиты на сибирских камнях. Олени же соответствующего стиля встречаются в рисунках на скалах (“Бугытас”). Впрочем, есть сведения, что выявлен и камень с выбитыми на нем оленями. Это мы и планируем проверить в этом году.
В Тарбагатае обнаружены изваяния и более поздних эпох, прежде всего это вереницы вертикально установленных камней в сочетании с небольшими курганами, а также одно интереснейшее сооружение Керегетас, состоящее из двух верениц - дугообразной и вереницы в виде прямой линии, ориентированной на восток и подходящей перпендикулярно примерно к середине первой.
Назначение сооружения неизвестно, но оно тем более интересно, что на одном из камней нанесена надпись, предварительно определяемая как письменность брахми (кхароштхи).
Более того, всего в километре от этого сооружения обнаружен камень с двумя надписями, одна из них аналогична первой, другая же выполнена курсивом (“Тореханская билингва”). Этот камень, судя по характеру обработки обломок стелы, находится во главе вереницы балбалов, отходящей от кургана с каменной наброской.
Средневековые находки представлены и сооружением в урочище Елеке-сазы, напоминающем древнетюркские поминальные храмы Монголии, и каменными изваяниями древнетюркского времени, и предположительно кимакскими скульптурами (обнаженными изваяниями юноши и девушки).
Сооружение, напоминающее по устройству древнетюркский поминальный храм, представляет собой квадратную площадку с каменным курганом и примыкающую с восточной стороны другую площадку прямоугольной формы. Габаритные размеры сооружения впечатляют - примерно 48 на 86 метров, что позволяет его сравнивать с самыми крупными древнетюркскими храмами каганско-княжеского типа.
Впрочем, устройство этого сооружения имеет и свои особенности. Так, в отличие от прямоугольных в плане классических храмов, наш памятник имеет “уступчатую” планировку. Но, что не вызывает сомнения, так это то, что сооружение возведено в честь выдающейся исторической личности.
Впереди еще один, теперь уже седьмой “поход” за сокровищами Тарбагатая. Каким будет он, вы узнаете первыми.
Восточно-Казахстанская область |