|
- Паркуй!
- Сам паркуй!
- От “паркуя” слышу!..
(По мотивам известного анекдота)
Константин Маскаев
Мы почти безошибочно узнаем их по внешнему виду: ярко-зеленый жилет, чабанский загар, энергичная жестикуляция. Они обитают на алматинских улицах, преимущественно у обочин, там, где пульсирует жизнь - вблизи развлекательных и деловых центров, магазинов, рынков, учебных заведений, больниц и у вокзалов. От прочих их отличает активная навязчивость. Они - парковщики
Большинство водителей, с кем я говорил, относятся к этой категории граждан с нескрываемым раздражением. Основу негативного отношения составляют три аспекта. Первый: за что они берут деньги? Второй: безответственность парковщика. Третий: уверенность, что взимаемые наличные идут мимо казны.
Действительно, случись что, парковщик скорее прикинется ветошью и не покажет носа - были случаи. И “разували” машины на стихийных парковках у офисов, и повреждали. Парковщики в таких случаях просто технично снимаются с места. Поминай, как звали. Получать по полтинничку или стольничку за покидающий парковочное место автомобиль - это пожалуйста! А ответственность нести, увольте, никто ни за что отвечать не намерен.
С вопросом оплаты, кстати, тоже ситуация весьма вариабельна. В некоторых местах, к которым относятся моллы и магазины-склады типа Metro или Magnum, парковки бесплатны. Парковщики там вроде бы наняты специально для обслуживания клиентуры. Может статься, что рядом с другими, не такими крупными, но не менее популярными магазинами, например, ЦУМом “Зангар”, “Юбилейным”, “Рамстором”, “Меломаном” или “Тропиканой”, также предусмотрена бесплатная парковка. Но и там в нас неизменно упрется вопрошающий взгляд зеленого жилета.
Давать или не давать, впрочем, относится к инициативе самих водителей. Но не везде. Уже три года как путем реорганизаций и переименований город получил предприятие “Алматы паркинг”, чья деятельность входит в сферу хозяйственного ведения акимата Алматы. Были определены 113 временных автостоянок: 35 дневных и 78 ночных. Соответственно, в распоряжении предприятия 2700 и 3600 стояночных мест. Заметим, все эти автостоянки снабжены контрольно-кассовыми аппаратами. О расположении можно подробно узнать на сайте almatyparking.kz.
Что до функций, то парковщики предприятия оказывают услуги владельцам автотранспорта по парковке и помогают выезду со стоянки. На сайте имеется весьма неконкретная фраза: “контролеры предприятия оказывают услуги на добровольной основе”. Что за волонтерская деятельность? И опирается ли она на альтруизм, не разъясняется. Указано лишь, что оплата за парковку составляет 50 тенге. При оплате граждане должны требовать у контролеров выдачи фискального чека.
В самом первом пункте в перечне деятельности говорится, что предприятие занимается организацией мест временных стоянок, парковок, паркингов, гаражей, а также обеспечивает сохранность автотранспорта физических и юридических лиц.
Это фасадная сторона деятельности парковщиков. Как происходит на деле, нам, увы, известно не понаслышке. Тем не менее я бы не спешил утверждать, что деятельность парковщиков относится к сфере навязанных услуг и без нее можно без ущерба обойтись. Сторонники радикальных мер именно об этом и твердят: обойдемся без них! Не спорю, можно и обойтись. Но сложнее. Поэтому я сторонник более спокойного взгляда на проблему. Парковщики - иногда! - оказывают помощь с поиском места для временной стоянки. И почти всегда помогают быстро и относительно безопасно покинуть парковочное место. При нынешнем трафике все эти процессы отнимали бы значительно больше времени и нервов. Хотя, спору нет, ни чеков они нам чаще всего не дают, ни мы с них ничего подобного не спрашиваем.
В этом смысле парковочные автоматы, паркоматы, за котрые ратуют некоторые депутаты и автовладельцы, не в полной мере способны заменить сегодняшнего алматинского парковщика. Паркомат не поможет вам занять место в ряду проезжающих мимо машин. Он только деньги исправно возьмет за площадь.
К слову, наличие парковщиков приводит в восторг гостей Алматы. Для них роль зеленых жилетов оказывается очевиднее, чем для нас!
Я не выступаю агрессивно против парковщиков. Но думаю, что их деятельность нужно упорядочить. Прежде всего обозначить места и условия, на которых можно оставить автомобиль. Предусмотреть месячный абонемент или талон для тех водителей, кто совершает достаточно поездок в течение дня. Продавать талоны можно повсеместно, как карты оплаты сотовой связи. Наконец, выдавать чек, при наличии которого, например, все последующие остановки на стоянках предприятия будут бесплатны в течение дня оплаты, как это сделано на алматинских авторынках.
И все же идеальным для Алматы было бы ограничение въезда транспорта в центр города. Можно было бы продумать организацию парковочных мест по определенному периметру, пересекать который разрешалось бы только общественному транспорту. То есть далее - с 7 до 19 часов - либо автобусом, либо на выдаваемом в прокат легком транспорте типа велосипеда. Либо за ощутимую плату. Парковки внутри периметра также можно было бы сделать очень дорогим удовольствием. Исключение - для тех, кто проживает внутри периметра, и, понятно, для спецтранспорта.
Пока же деятельность государственного коммунального предприятия “Алматы паркинг” вызывает обсуждения и споры не только в среде водителей, но и в парламенте. Многие убеждены, что “Алматы паркинг” - непрозрачная компания, посредством которой собираются немалые, но плохо контролируемые наличные, которые при правильной организации можно было бы не только считать, но и использовать на нужды транспортной сети самого крупного в Казахстане города. |