|
Ботагоз Омар
Финансовая система страны нуждается в серьезных реформах. В этом убеждены эксперты, призванные модернизировать действующие предприятия Казахстана. По самым скромным подсчетам, для того чтобы наши заводы и фабрики заработали в полную силу, в ближайшие три года в них нужно влить как минимум семь миллиардов долларов. Бюджетный кошелек выделяет на эти цели в 40 раз меньше
По информации вице-министра индустрии и новых технологий Нурмухамбета Абдибекова, обследования свыше 200 крупных и средних предприятий страны показали, что на сегодняшний день наблюдается относительно высокий уровень изношенности основных фондов - в среднем по отраслям на уровне 43 процентов.
Однако эксперты убеждены, что приводить усредненные цифры не всегда корректно, ситуацию лучше рассматривать в разрезе отраслей. Тем более что, как показывает практика, на деле ситуация гораздо более плачевная, чем это отражает официальная статистика.
По мнению главы АО “Казахстанский институт развития индустрии” (КИРИ) Мейрама Кажикена, созданного под эгидой Министерства индустрии и новых технологий год назад, сегодня наиболее высокий износ у предприятий легкой промышленности, так как в последние годы у них хватало средств только на оборотные средства. “У предприятий стройиндустрии была возможность обновить технику в 2006-2007-е годы, у заводов машиностроительной отрасли тоже была такая возможность, но о предприятиях легкой промышленности такого не скажешь”, - отметил он.
Чаще всего легче построить с нуля новый завод, чем модернизировать старый. Поэтому инвесторы неохотно идут на этот шаг. Тем не менее проблема остается. Запущенная с этого года программа “Производительность-2020” призвана хоть как-то сдвинуть эту проблему, но ответственные за ее реализацию не знают, как залатать дыры в таких старых проблемах.
“Вопрос финансирования - это узкое место данной программы. Самое узкое место, наверное. По нашим оценкам, на повышение производительности до конца 2014 года требуется от 7 до 8 миллиардов долларов, это по самым скромным оценкам”, - посетовал Кажикен. Для сравнения, в этом году на ее реализацию выделяется около 35 миллиардов тенге (более 200 миллионов долларов).
“Конечно, не функции бюджета - поддерживать модернизацию. Это функции рыночных институтов. Значит, нужно создавать финансовую инфраструктуру, которая бы аккумулировала эти деньги и обеспечивала бы финансирование этих проектов”, - поделился своим мнением эксперт. “Мы над этим вопросом думаем совместно с Евразийским банком реконструкции и развития и с компанией, у нас есть партнер Ernst&Young”, - заключил глава КИРИ.
Мейрам Кажикен считает, что в настоящее время назрела необходимость проведения серьезных реформ в финансовой сфере. “Многие вопросы по финансированию, которые можно решить оперативно в течение двух недель-одного месяца, решаются месяцами и даже годами. Прикрываясь законом и избегая всяких проблем, чиновники сами себя ставят в положение некомпетентных специалистов в этой сфере. Это мое личное мнение и мнение большинства экспертов: в финансах надо менять многие вещи”, - подчеркнул руководитель АО.
Пока реализация госпрограммы ведется медленными темпами. С 14 марта положительное заключение выдано только по одному проекту. Судьба еще одного будет решена на днях. “В этом году до конца июля мы ожидаем, что еще 6 компаний придут с комплексными планами”, - сообщил Мейрам Кажикен.
В целом, до конца этого года ожидается, что участниками программы станут не менее 50 компаний, которые будут отобраны из 300 претендентов. Пока же за четыре прошедших месяца интерес к программе проявили 113 руководителей действующих производств.
Топ-менеджеры, призванные реализовывать госпрограмму на практике, убеждены, что до конца этого года все выделенные на нее средства будут реализованы в полном объеме. Тогда наверняка уровень производительности на отечественных предприятиях будет медленно, но верно расти. Ведь для участия в программе отбираются в основном претенденты, имеющие комплексный план повышения производительности, которая должна возрасти более чем в 2 раза, но не менее чем в 1,5 раза от среднего уровня по отрасли.
Сможет ли программа “Производительность-2020” на деле показать свою состоятельность, покажет время. Добавим при этом, что она была создана в связи с тем, что на начало этого года около 33 процентов несырьевых компаний не могли принять участие в госпрограммах индустриально-инновационного развития, большая часть из них - по причине отсутствия финансовых средств.
Астана |