|
Мария Казакова
“Ночь в музее” прошла в Усть-Каменогорске. Эта акция проводится во всех уважающих себя музеях мира, но, как правило, - в Международный день музеев, 18 мая. В Усть-Каменогорске ничего подобного никогда не было, здешним - скажем честно, нечастым - посетителям музеев даже не представлялось возможным какое-то отклонение от строгих, давно заведенных правил. Но недавно областной краеведческий музей разрушил все стереотипы
Как и полагается во время волшебной ночи, однажды, когда в городе стемнело, этот музей... ожил. Зазвучала музыка прошлых веков, и галантные кавалеры пригласили дам в вечерних платьях на старинный танец. Невозмутимые стражи веков любезно разомкнули свои грозные скрещенные пики, и двери всех отделов открылись для полуночных посетителей, раскрывая хранящиеся там тайны.
На первом этаже среди природных панорам и чучел зверей артисты в ростовых куклах проводили викторину для детей о Восточном Казахстане. Те, кто правильно ответил на вопросы о реках, озерах, лесах и их обитателях, тут же получали призы. Но больше посетителей привлекла возможность сфотографироваться рядом с настоящими чучелами марала, медведя и кабанов.
В это время в зале “Культура кочевников казахского Алтая” посетителям в буквальном смысле приходилось добывать хлеб насущный в поте лица: здесь пробовали измельчить зерно в муку с помощью доисторической зернотерки. А те, в ком есть художественная жилка и желание прославиться на века, могли попробовать нанести на камень свой собственный петроглиф - здесь же выдавались инструменты и сотрудница музея, одетая древней жрицей, обучала секретам ремесел. Девушкам, например, выбивать узоры было сложно - все-таки это требует большой силы и терпения, зато они могли попробовать себя в гончарном искусстве. Не боясь измазаться, городские дамы увлеченно лепили тарелки и вазы, украшая их орнаментами.
А в зале, посвященном истории Великой Отечественной войны, собрались юноши. Здесь можно было примерить на себя солдатскую форму тех времен и заодно научиться наматывать портянки. Оказалось, это дело хоть и несложное, но требующее сноровки. А пока посетители рассматривали экспозицию, сотрудники завели старый патефон, который с трогательным скрипом воспроизводил песни военных лет. Здесь же была представлена “живая картина”: солдат писал, а его мать читала письмо, причем использовался оригинал текста 40-х годов, написанный латиницей на казахском языке.
На входе в зал археологии и этнографии казахского народа каждого встречали радушные хозяйки кымызханы, наливая чашку свежего напитка и угощая баурсаками. И, пожалуй, никогда еще музейные работники не встречали экскурсию... сидя на полу! Но это и верно: пока что никогда часть зала и не превращалась в юрту, как в эту ночь.
Когда гости музея приходили в зал истории Усть-Каменогорска, казалось, они словно сами попадали в те далекие времена: среди дам в пышных платьях и кавалеров во фраках, старых карт и фотографий, предметов быта и оружия было так легко представить, что XVIII век всюду, а не только за стеклянными выставочными витринами. В купеческой лавке продавала товары белошвейка, а по залу бродил коробейник, предлагая гостям любопытную мелочевку. Тем более что при входе можно было запросто разжиться и деньгами ушедших эпох: уникальный музейный обменный пункт продавал их за тенге по таксе “один к одному”.
Среди всего этого то тут, то там появлялось маленькое привидение, которое, наверное, хотело кого-нибудь напугать, но вместо этого только хихикало. Кажется, и ему понравилось, что однажды ночью эти тихие залы превратились в самое интересное место в городе. Привидению, очень похожему на девочку в маске, было от силы лет восемь. Пожалуй, ему повезло больше, чем другим детям: не каждый может попасть в музей в ночное время - большинство посетителей были взрослыми. Но, судя по их откликам, после такого близкого знакомства с историей они обязательно приведут ребятишек в эти залы.
Тишины, которую обычно так требуют соблюдать в любом музее, в эту ночь совсем не наблюдалось. Все желающие могли примерить наряды былых времен, становясь то барышнями, то крестьянками. Был костюм и для мужчин - пусть один, но какой: самого майора Лихарева, основателя Усть-Каменогорска! Это он в 1720 году по приказу Петра I отправился на Алтай разведывать месторождения золота и укреплять рубежи в верховьях Иртыша. Он и заложил крепость Усть-Каменную, давшую название городу. Смысл же был в том, что именно в месте строительства крепости Иртыш вырывался из горных оков и дальше растекался по равнине. А вот насколько растекался, видно на старых картах города, где почти вся территория испещрена голубыми нитями - речушками и протоками. Сейчас на их месте стоят многоэтажные дома, университеты и торговые центры. Но в эту ночь иллюзия попадания в XVIII век была настолько реальной, что посетители, разглядывая карту, даже забывали современные названия улиц, вызывая такси на Троицкую, которой, конечно же, ни один таксист нынче не знает: она была знакома лишь извозчикам до начала прошлого века, пока ее не переименовали.
На прощание гости музея наблюдали даже фейерверк перед крыльцом, и это стало еще одним доказательством того, что здесь произошло необыкновенное событие.
“Во всем мире “Ночь в музее” - уже привычная практика, почему же у нас такое произошло только сейчас?” - поинтересовались мы у работников.
“Мы задумывали ее уже давно, все мечтали, как будем проводить, но прежнее руководство почему-то игнорировало, а новое сразу же поддержало идею!” - рассказали сотрудницы.
А одна из посетительниц, жительница Новосибирска, приехавшая сюда в гости, призналась: “Там такие мероприятия проводятся, но как-то официально, сухо. А здесь все было так душевно, просто, тепло, по-семейному! Думаю, каждый, кто побывал в краеведческом музее этой ночью, вернется в него уже не раз, потому что в душе осталось такое чувство, что здесь все наше, родное, живое...”.
Усть-Каменогорск |