|
Алан Байтенов
Увеличение цены на топливо заставляет задумываться о получении энергии из альтернативных источников. И Казахстан, следуя мировым трендам, также в свое время решил начать производство чистого и дешевого топлива. Решение было принято, и в СКО стартовало строительство уникального завода по глубокой переработке зерна, одним из продуктов которого являлся “чистый” биоэтанол. Было это в 2006 году. На первых порах процесс шел, как по рельсам - клейковина и биоэтанол уходили тысячами тонн. И по Казахстану даже была открыта сеть заправочных станций, где реализовывался бензин, кампаудированный биоэтанолом казахстанского производства.
Но, как оказалось, все это время у завода “Биохим” была масса проблем. Отечественный рынок не был готов к потреблению нового чистого топлива. И сегодня мы узнаем, что часть имущества некогда перспективного производства пошла с молотка - были накоплены серьезные долги по заработной плате, которыми заинтересовалась прокуратура. Такое известие стало несколько неожиданным - завод по переработке биотоплива в СКО всегда преподносился (в первую очередь, со стороны чиновников) как яркий пример развития уникальных производств, в которых так нуждается наша республика. Однако время само расставило все на свои места - производство биоэтанола, а тем более массовый переход на него изначально выглядели несколько сомнительными
Конечно, предприятие специализировалось также и на производстве ликвидной во все времена клейковины (она шла как на экспорт в чистом виде, так и использовалась в качестве “присадок” в муке из зерна низких сортов), но и биоэтанол занимал приличную долю производства. Завод “Биохим”, на строительство которого было затрачено примерно 100 миллионов долларов, с первых дней стал визитной карточкой СКО и яркой иллюстрацией индустриально-инновационного курса, взятого государством. Согласно задумке, “Биохим” должен был стать одним из самых крупных производств, расположенных на севере Казахстана. На его открытие в 2006 году прибыл даже глава государства. Более того, завод был представлен как уникальный и не имеющий аналогов на территории СНГ.
|
Все это рисовало безоблачное будущее “Биохому”. Оставалось только “подогнать” соответствующее законодательство, регулирующее производство, реализацию и экспорт биотоплива. И вот тут как раз и возникли некоторые сложности. Общественность в лице депутатов начала возмущаться - руководство завода все время пыталось получить разрешение на использование вполне съедобного зерна 3-го сорта в качестве сырья. Однако ему этого сделать не удавалось - депутаты были категоричны. Мол, для работы и производства биоэтанола достаточно использовать пшеницу 4-го и 5-го класса. Да и вообще, биоэтанол можно “гнать” и из других, менее ценных в пищевом плане видов сырья. Например, из кукурузы, рапса или даже опилок. Некоторые даже начали подозревать: мол, производство биоэтанола - только прикрытие, тогда как первоочередная цель - производство “золотой” клейковины, стоимость которой в то время составляла примерно 1700 долларов за тонну. Так, в общем, завод и жил до недавнего времени, все пытаясь выгадать условия поприбыльнее.
Тем временем недавно выяснилось, что “Биохим”, оказывается, имел долги по заработной плате еще с 2007 года. Более 40 миллионов тенге. Руководство отбивалось, как могло, и основной причиной, по которой произошло подобное, называло отсталость местного рынка - мол, здесь биоэтанол не столь популярен, да и экспорт ввиду серьезной конкуренции за рубежом обречен. В общем, в скором времени производство пришлось остановить, а имущество, что было свободно от залогов, продать, тем самым решив вопрос с заработной платой. В итоге, с первого взгляда перспективный во многих отношениях проект практически перестал существовать.
Не хочется, что называется, плясать на костях. Однако, несмотря на всю свою кажущуюся прогрессивность, проект производства собственного биоэтанола и массового перехода на него выглядел несколько сомнительным и убыточным с самого начала. Тот бензин, что реализовывался на заправочных станциях, имел в своем составе не более 10 процентов биоэтанола. Увеличить долю спирта в бензине не могли по главной причине - основная масса двигателей не рассчитана для работы на подобном коктейле. Более того, то дизельное топливо, что некогда реализовывалось на тех же фирменных заправках, не было качества “био” в принципе. Планировали на перспективу, но из-за финансовых сложностей не удалось. Но главное, в мире случился продовольственный кризис, и зерно превратилось в универсальную и стойкую валюту, которую глупо было бы использовать в качестве топлива. Да и на территории Казахстана в то время все больше говорили о вопросе продовольственной безопасности, чем об альтернативных источниках энергии, производимых из хлеба.
В общем, ставка была сделана неверно, так как использование пшеницы в качестве сырья, как мы видим, не нашло понимания в высоких кабинетах. Однако переориентировать производство на использование рапса или опилок не получилось.
Исторически сложилось так, что экономика Казахстана держится на совершенно других столпах. И если речь идет о зерне, то разумнее было бы идти уже проторенным путем - сделать упор на производство и экспорт высококачественной пшеницы. Конечно, необходимо думать о новых перспективных отраслях, однако производство биотоплива не стоило рассматривать как стратегическую выгоду или перспективу. Если мы хотим говорить об альтернативной энергетике, то нам, наверное, стоит присмотреться к тому, что есть, - огромным просторам степей с неуемными круглый год ветрами или к энергии солнца. В конце концов, если речь идет об экологии, то форсировать программу перевода транспорта на природный или попутный газ. Конечно, это направление также, как и биоэтанол, практически не имеет инфраструктуры, необходимой для широкого использования, но выглядит сегодня куда адекватней.
Впрочем, Казахстан все же держится за столь модное производство. И в марте этого года были опубликованы квоты на экспорт биотоплива. До конца 2011 года планируется экспортировать 2,9 миллиона кубометров, в 2012 году - 3,08 миллиона, в 2013-м - 3,15 миллиона, а в 2014 году - 3,33 миллиона кубометров. |