Ботагоз Омар
Несмотря на последние успехи нашей страны в рейтинге Doing Business, по индикатору “Международная торговля” мы занимаем предпоследнее место в мире. Таможенники надеются, что смогут хоть как-то повлиять на этот показатель и внедряют систему “единого окна”. Но пока ее сможет оценить участник ВЭД, потребуется не менее трех лет
Принцип “единого окна”, призванный максимально сократить контакты между чиновниками и предпринимателями, внедряется в таможенных органах достаточно сложно. Как признает начальник управления внедрения “единого окна” Комитета таможенного контроля Минфина Дина Мамашева, эту работу затеяли еще в 2009 году, но она не увенчалась успехом, несмотря на то, что много времени и средств было затрачено на изучение международного опыта.
В этом году работа возобновилась, причем “с нуля”. В первую очередь Минфину предстоит определиться с тем, что из себя представляет принцип “единого окна”. Кто-то считает, что под этим подразумевается оформление грузов на границе (принцип “единой остановки”), другие госорганы уверены, что это всего лишь переведение бумажного документооборота в электронный вид и предпринимателям при этом по-прежнему необходимо обращаться в разные госорганы. За основу этого понятия решили взять все же третий вариант по 33-й рекомендации ООН: это механизм, позволяющий сторонам пользоваться единым пропускным каналом в целях выполнения всех регулирующих требований, и один раз.
Но эта цель на сегодня кажется настолько далекой, что представители Минфина запланировали завершить реализацию проекта “электронного окна” только к концу 2014 года.
Чиновники честно заявляют, что в ближайшие годы они не планируют работать с пассажирскими потоками. “Реализация системы “электронного окна” не решает все проблемы госорганов по взаимодействию между собой. Мы решаем вопросы о проведении на безбумажной технологии взаимодействия между бизнесом и госорганами”, - сообщила Дина Мамашева, подчеркнув, что реализация проекта будет осуществляться не менее трех лет.
Глава управления подчеркнула, что пока планируется автоматизировать 38 бизнес-процессов. В качестве примера она привела требование всех госорганов по предъявлению РНН. “В системе это будет устранено за счет того, что будут использоваться государственные базы данных: вы один раз показали РНН, и в дальнейшем они будут использоваться всеми госорганами для получения разрешительных документов”, - уточнила глава управления. С этой целью ведется работа по подготовке технико-экономического обоснования для реализации этого проекта.
Однако это предложение противоречит данным Министерства юстиции, в соответствии с которыми в Казахстане с 1 января 2012 года РНН и СИК будут вовсе упразднены. Стоит ли сегодня думать над решением проблемы (и выделять на это средства!), которая через полгода будет автоматически решена?
Тем не менее благие намерения чиновников упростить систему документооборота не могут не радовать. Ведь на сегодняшний день в стране нет единой картины, к какому из 15 госорганов и с каким перечнем документов обратиться участнику ВЭД для транзита товаров. С этого Минфин и начал. Сегодня чиновники составляют справочник, в котором каждому товару будет присвоен 15- или 17-значный код, состоящий из двух частей. Первая будет отражать тарифные меры (тарифные ставки и временные пошлины), вторая - нетарифные меры (требования, которые закреплены для импорта, экспорта, транзита данного вида товаров).
Кроме того, в этом коде будет содержаться информация о том, какие виды документов нужно предоставить для оформления грузов, какой госорган должен выдавать эту лицензию. Механизм единого таможенного тарифа планируется запустить в 2012 году. Доступ к этой информационной системе получит любой участник ВЭД и любой госорган через портал Комитета таможенного контроля.
Не менее остро стоит и вопрос реализации электронного декларирования. Несмотря на то, что законодательная основа для его внедрения уже создана, эта система еще не получила воплощения на практике. После некоторых корректив в действующее законодательство Минфин планирует к середине следующего года запустить комплекс электронного декларирования. “На первом этапе это будет электронное декларирование экспорта, не облагаемого таможенными платежками”, - пояснила Мамашева.
И наконец только к концу 2012 года чиновники планируют подключить систему оплаты таможенных платежей и налогов в электронном виде с использованием электронных платежных документов: электронных чеков и квитанций.
С прошлого года, с введения в действие Таможенного союза, работа таможенных органов постоянно подвергается изменениям. Поэтому эксперименты в этой сфере не редкость. Остается только надеяться, что они позволят на деле снизить административные барьеры и коррупционные проявления.
Астана |