|
Фарида Галиева
Чтобы выполнить Программу форсированного индустриально-инновационного развития, Казахстану необходимо к 2014 году вдвое повысить производительность труда. Ведь этот показатель у нас весьма скромный. А если сравнивать с ведущими странами - и вовсе оскорбительно низкий. О том, почему это так и что в этой области нужно сделать нашей стране, читателям “НП” рассказывает член Комитета экспертов по применению конвенций и рекомендаций Международного бюро труда Артур Барроу
- Производительность труда - одна из самых “больных” тем в Казахстане. Она поднимается здесь регулярно, но видимых улучшений в этой области не видно. Чем это объясняется?
- Эта тема является острой отнюдь не только для Казахстана. Есть страны, в которых производительность труда куда ниже, чем в вашей стране. Не буду их называть, но можно узнать их и ваши рейтинги в ежегодных докладах экспертов Международной организации труда (МОТ) и нашего бюро. Другое дело, что ваше правительство поставило перед страной амбициозные цели и сроки, когда эти цели должны быть достигнуты - и в этом случае эта тема становится особенно острой. Потому что без повышения производительности труда вы этих целей не достигнете никогда. Вы спрашиваете, почему из года в год ничего в этой области не меняется? Отвечу кратко: потому что мало кто в Казахстане заинтересован в реальных изменениях. Иногда создается впечатление, что единственное заинтересованное лицо здесь - президент Назарбаев. Тогда как даже среди бизнесменов особой заинтересованности не чувствуется.
- Довольно неожиданный вывод. Если он верен, тогда и о реальных изменениях в нашей экономике еще очень рано говорить?
- Нет, я бы так не сказал хотя бы потому, что Казахстан является передовой страной в вашем регионе по количеству, ну скажем, заключенных и ратифицированных документов в сфере трудового законодательства. Ваше правительство довольно активно сотрудничает и с МОТ, и с ООН в вопросах охраны труда, в борьбе с использованием детского труда. Вы приглашаете много экспертов и специалистов и в области повышения эффективности труда. Поэтому какие-то процессы, конечно же, идут. Но все это, повторяю, инициативы правительства и высшего руководства, а вот со стороны бизнеса инициатив пока мало.
- Не могли бы Вы пояснить, что подразумевается под инициативами бизнеса? Наш бизнес, что, не заинтересован в повышении своей эффективности? Это ведь напрямую влияет и на конкурентоспособность, не так ли?
- Казахстанский рынок специфичен и здесь вопросы конкурентности тоже специфичны. Ведь у вас пока что экономика далека от эффективной диверсификации. Она построена вокруг экспорта природных ресурсов, в основном нефти. В каждом из секторов экономики работает немного компаний. А есть сектора, где фактически оперируют монополисты. В этой ситуации проблемы повышения производительности труда стоят не так остро. Для повышения прибыли для таких компаний существуют иные, более легкие способы, нежели сложные и дорогостоящие технологии или современные методы организации труда и производства. Я не скажу ничего нового и никого не обижу, если констатирую: Казахстан мало производит и мало экспортирует. А это напрямую влияет на заинтересованность ваших компаний в повышении конкурентоспособности. С кем им конкурировать на внутреннем рынке? Тем более, что этот рынок далеко не всегда регулируется рыночными механизмами.
- То есть для того, чтобы изменить эту специфичность, Казахстану необходимо, опять же, диверсифицировать свою экономику?
- Это необходимо всем странам, которые хотели бы стать современными и конкурентными. Я мог бы привести множество рекомендаций по улучшению ситуации в сфере конкуренции и повышению эффективности. Главные из них: в бизнесе нужны правила, понятные всем и - что самое главное - чтобы этим правилам следовали все без исключения. Когда существует протекционизм для определенных групп собственников, тогда правил на рынке не существует. Для одних они действуют, другие же являются привилегированным меньшинством, и для них особые законы. О какой тогда конкуренции можно говорить? Поэтому в первую очередь мы советуем нашим партнерам по всему миру: полюбите законы и правила. Соблюдайте их, воспитывайте детей, чтобы они любили законы и правила. Создайте такую атмосферу, когда следование правилам будет способствовать успеху, а не наоборот, - когда правила попираются, то и результат быстрее и эффективней. Только тогда экономика реально заработает. И уж потом придет очередь для дальнейших действий. Но главное: права частных собственников, закон для всех, контроль за исполнительными органами, прозрачность во всем.
- Но согласитесь, чтобы все это претворить в жизнь, нужны десятилетия, нужно взрастить новые поколения, чтобы изменить ментальность.
- Я не совсем согласен. Главное - поставить перед собой цель и проявить волю. Посмотрите на такие страны, как, например, Южная Корея или Сингапур. Да, еще несколько десятилетий назад это были отсталые окраины цивилизованного мира. И казалось, отсталые безнадежно. Но изменения, произошедшие в этих странах, были стремительные. Они произошли отнюдь не за время жизни даже одного поколения. Никто там не ждал появления новой генерации современно мыслящих людей. Перемены, реформы, технические и технологические революционные изменения делали люди, выросшие в годы отсталости и бедности. Просто там появилась совершенно новая, если хотите, национальная идея: вырваться вперед, стать современными, передовыми, развитыми, богатыми в конце концов. Этой идеей руководство этих стран “заразило” все население. И ведь стоит отметить то, что у этих стран не было таких природных ресурсов, как у Казахстана...
- Может быть, поэтому-то они и “заразились” подобной идеей? А что остается нам, когда у на все есть? Мы и так богаты, как никто в мире - столько ресурсов на такое количество населения.
- Вот в этом, наверное, вы правы. Это самое страшное - считать себя уже богаче всех. Тогда как настоящее богатство - это труд одного человека. Когда он, этот труд, нужен, полезен, востребован. А что может быть ценным и востребованным? Только высококачественное. Нефть и руда тоже востребованы, но труд - ценность вечная. А нефть и руда рано или поздно, к сожалению, иссякают.
- Остается только “отсечь” доходы от нефти от реального сектора экономики и начать все с белого листа? Сказать себе: у нас ничего нет, нужно начинать все с начала и жить по средствам?
- Я сомневаюсь, что подобные рекомендации были бы эффективными. Проработав много лет в различных международных организациях, я сделал один вывод: отказаться от сырьевых экспортных доходов очень и очень сложно. Даже в Норвегии, где строжайший контроль за доходами от экспорта нефти, и то наблюдаются негативные процессы, воздействующие на экономику. На ее долгосрочную перспективу. А вам, когда у вас еще нет, по сути, современной экономики, отказаться от нефтяной ренты будет еще долго невозможно. Нужно реформироваться в тех условиях, какие есть. Как внутренние, так и внешние. Но главное, повторяю, чтобы было настоящее желание реформироваться. |