Ботагоз Омар
Усовершенствовать и без того передовую зарубежную технологию умудрились отечественные инженеры. Речь о тепловозах серии Evolution. “Американец” казахстанской сборки в нашей стране был адаптирован к резко-континентальному климату. Теперь производители работают над тем, чтоб довести уровень казсодержания в этом проекте с 20 до 70 процентов к 2015 году
Впервые о возможной сборке тепловозов в Казахстане речь зашла осенью 2006 года, когда в ходе визита Президента РК в США между НК “КТЖ” и “Дженерал Электрик” было подписано соглашение о передаче нашей стране данной технологии.
На первом этапе наша страна закупила десять локомотивов серии Evolution и комплектующие для сборки трехсот тепловозов. Общая сумма заключенного контракта составила около миллиарда американских долларов.
В декабре 2009 года главой Кабмина новое производство было запущено в Астане. В первый год работы на заводе было собрано 30 машин. В этом году планируется выпустить 78 тепловозов. В течение ближайших четырех лет планируется вывести завод на полную мощность - до 100 локомотивов в год.
В ходе организованного вчера пресс-тура, целью которого было показать новое производство, заводчанам не понравился термин журналистов, назвавших их детище “американцем”. По их словам, локомотив имеет уже много казахстанских особенностей. Он был модернизирован и в отношении дизайна, и приспособлен к условиям нашего климата. Причем работа над этим ведется постоянно, заводчане гибко подходят к запросам своих заказчиков, изготовляя тепловозы в соответствии с их требованиями.
За казахстанскими тепловозами серии Evolution уже стоят очереди. Кроме договоров на поставки в различные регионы Казахстана в настоящее время ведутся переговоры о поставке локомотивов в Монголию. Большой интерес к казахстанским локомотивам на пространстве колеи 1520 мм проявляют Россия (в частности Якутия), Азербайджан, Таджикистан, Армения, Узбекистан, Эстония и другие страны Прибалтики.
Обходится такая “машина” на внутреннем рынке в 3,9 миллиона долларов, для внешних поставок - в 4,8 миллиона. Ежегодная экономия по эксплуатации казахстанских локомотивов данной серии достигает в настоящее время 450 тысяч долларов.
Учитывая, что уже второй год подряд усилия всех госорганов и институтов развития направлены на развитие отечественной индустрии, для нашей страны особенно важен вопрос развития казахстанского содержания.
На сегодня оно составляет 20 процентов, учитывая не только производство комплектующих, но и привлечение казахстанских специалистов. Пока в Астане производятся платформа (“позвоночник”) электровоза и некоторые мелкие детали.
В планах - довести уровень казсодержания к концу 2011 - началу 2012 года до 52, к 2015 году - до 70 процентов. “Вся электропроводка, тележки должны к этому времени производиться у нас”, - пояснила пресс-секретарь АО “Локомотив” Самал Наурызова. В то же время, по ее словам, некоторые детали в нашей стране изготавливать просто нецелесообразно.
“Думаю, что микропроцессорные системы мы никогда, наверное, не будем производить сами, как и отсеки дизель-генератора”, - резюмировала она. Тем не менее заявленные на пятилетний период планы достаточно амбициозны. Добавим при этом, что, по мнению казахстанских производителей, в ближайшие 20 лет ни в одной стране СНГ такие передовые тепловозы производиться не будут. Поэтому в торжественной обстановке заводчане в присутствии прессы нанесли на свежеокрашенный локомотив фирменный логотип локомотивосборочного завода и разместили герб Казахстана.
Астана |