Ботагоз Омар
Простые потребители пока не ощутили выгоды от создания Таможенного союза. Бюрократические сложности в рамках самой “тройки” и повышение пошлин для “третьих стран” привели только к снижению ассортимента товаров и повышению его стоимости. А бизнесмены и вовсе объединяются для того, чтобы заявить о своих проблемах, с которыми они сталкиваются при перевозке товаров в рамках Союза
В целом после отмены процедур таможенного оформления на внутренних границах Таможенного союза с 1 июля 2010 года объем товарооборота между Казахстаном, Россией и Белоруссией начал стремительно расти. Если в прошлом году экспорт возрос на 39,4 процента, импорт - на 23,7 процента, то за четыре месяца этого года объем казахстанской продукции, экспортированной в Россию и Белоруссию, увеличился на 65,8 процента. (В то время как импорт возрос на 38,6 процента.)
Но и затраты самих участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) тоже возросли. По мнению старшего аналитика Агентства по исследованию рентабельности инвестиций Гульнур Рахматуллиной, выступившей в ходе круглого стола, организованного Казахстанским союзом таможенных декларантов, властям трех стран нужно продолжить работу по устранению бюрократических барьеров. Несмотря на действие “Союза”, бизнесменам приходится оформлять в них одни и те же разрешительные документы, теряя при этом драгоценное время и средства.
К примеру, если продукция не входит в единый перечень товаров по обязательной сертификации, то отечественные предприниматели вынуждены сначала получать сертификаты соответствия в Казахстане, затем российские импортеры должны вновь получить сертификат соответствия на ту же продукцию.
Аналогичная проблема касается разрешительного порядка ввоза продукции для предприятий обрабатывающей промышленности. То есть, если сырье ввозится на территорию Казахстана из стран ТС, оно ввозится со своим сертификатом соответствия. Внутри нашей страны нужно снова оформлять сертификат. После изготовления из этого сырья продукции ее снова нужно сертифицировать. В итоге получается двойная или даже тройная сертификация.
“Еще одна проблема - это оформление сертификата происхождения на каждую партию товара. Все еще сохраняется практика, когда экспортеры, поставляя один и тот же товар, например, 15 заказчикам, по 15 раз оформляют сертификат происхождения. Это просто не укладывается ни в какую логику”, - считает Гульнур Рахматуллина.
Ряд проблем имеется в налоговой сфере. При поставке казахстанского товара в страны ТС бизнесмены должны подтвердить экспорт товара перед нашими налоговыми органами. Для этого требуется подтвердить уплату НДС импортерами. “А наши экспортеры не имеют каких-то рычагов воздействия на тех же российских импортеров, поэтому это, безусловно, накладывает определенные дополнительные обязательства на наших товаропроизводителей”, - сделала вывод представитель Агентства по исследованию рентабельности инвестиций.
О проблемах налогообложения железнодорожных перевозок по территории Российской Федерации говорилось уже давно. “Российские Железные Дороги” облагают перевозки для казахстанских товаропроизводителей НДС в размере 18 процентов, поэтому казахстанским бизнесменам приходится выкладывать из своих карманов почти 30 процентов НДС: 18 - российский НДС плюс 12 - казахстанский. “Естественно, это сказывается на росте цен на товары, поэтому те договоренности, которые были достигнуты на межгосударственном уровне по созданию условий для свободного движения товаров и услуг, на деле должны выполняться”, - резюмировала аналитик.
В целом многие товаропроизводители жалуются на то, что с началом работы ТС их затраты на администрирование экспортно-импортных операций возросли. Поэтому профильные ассоциации и бизнес-объединения подготовили таблицу, включающую около 30 предложений для различных госорганов, решать которые необходимо за единым столом переговоров руководителям ведомств трех стран.
Астана |