|
Константин Маскаев
Момент, который так часто за последние пару лет становился предметом обсуждения в среде политиков, военных, предпринимателей, таможенников и простых граждан, сегодня наконец наступил.
С ноля часов 1 июля границы внутри Таможенного союза (ТС) стали, если можно так выразиться, тоньше и условнее: на пограничных переходах Казахстан - Россия и Россия - Белоруссия отныне нет процедуры таможенной очистки. А с 1 января 2012 года границы между Казахстаном и Россией также покинут и пограничники. С границы России и Белоруссии погранцов сняли уже сегодня. Полноценными межгосударственными границами в привычном понимании для трех наших стран остаются только внешние рубежи.
Символично, что одна из масштабных идей интеграции и евразийства, продвигаемых президентом Назарбаевым, реализуется аккурат ко Дню казахстанской столицы и в юбилейный год независимости республики
Итак, отныне пограничные и таможенные посты разместятся на внешних границах пока трех стран, заключивших Таможенный союз. И пока эта ситуация при всем при том, что она всесторонне перетерта и промыта кулуарно и публично, представляется не до конца ясной.
Помнится, даже за две недели до снятия российско-казахстанской таможенной границы проблема так называемого “транзитного” импорта в Россию через Казахстан с уплатой пониженных пошлин так и не была решена. Более того, партнеров Казахстана по ТС, в частности Россию, очень беспокоила перспектива открытия окна для дешевого импорта автомобилей, бензина, лекарств, сигарет и алкоголя. Лишь накануне власти двух стран согласовали способы контроля над реимпортом товаров, ввозимых в Казахстан из других стран с уплатой пониженных пошлин. Казахстан согласился поднять до российского уровня ставки пошлин по 321 из 409 льготных позиций, а по остающимся 88 - ввести механизмы сертификации, регистрации и квотирования, для того чтобы препятствовать попаданию этих товаров на российский рынок.
Еще ранее, около года назад, Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ пребывала в состоянии, близком к панике. Ее руководитель Андрей Бельянинов даже писал российскому премьеру Путину “страшилки”, в которых расписывал “катастрофические последствия” открытия границ внутри ТС и фактически просил отменить ввод в действие режима свободной торговли. Но настоящие проблемы, убеждал Путина главный российский таможенник, обрушатся на Россию, когда отменят оформление импорта на российско-казахстанской границе и Россию захлестнет поток контрабанды и контрафакта из Китая, Индии, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана, который потечет через Казахстан.
Опасными были названы не только возможные схемы экспорта, но и импорта с казахстанской территории. Бельянинов говорил, что инфраструктура границ Казахстана не позволяет обеспечить нормальный контроль больших объемов товаров, а товарные потоки - как в Казахстан от его соседей, так и в Россию из Казахстана - в ближайшее время будут только расти. К тому же руководитель ФТС подозревал казахстанских таможенников в недостаточной квалификации. Привыкли-де оформлять грузы в режиме транзита и обеспечить необходимый (для России) таможенный досмотр и оформление не смогут.
|
Что ожидает внешнии границы ТС? |
Тем не менее сегодня главный российский таможенник демонстрирует куда большую степень доверия к своим казахстанским коллегам. В середине июня он и группа экспертов работали в Алматы, затем посетили новые таможенные ворота ТС - пограничный пункт “Хоргос”.
Бельянинов вдруг признал работу здесь хорошей, а проекты, которые реализовывают с Китаем, - впечатляющими. О чем и поделился на рабочей встрече руководителей таможенных служб государств - членов ТС в Алматы. И о масштабных перспективах упомянул.
Но такой весьма благожелательный тон можно вполне отнести на обычную дипломатическую вежливость: все-таки таможенник здесь находился, мягко говоря, не у себя дома.
Но о чем и в какой тональности все же говорилось в кулуарах казахстанского таможенного менеджмента, широкой публике неизвестно. Как неизвестно, например, и то, почему именно теперь, не далее как в мае, на “Хоргосе” вновь все “подчистили”, а прежних руководителей отдали под следствие. Во всяком случае, можно предположить, что это решение принималось на самом верху. Причем не без участия равных по статусу и масштабу фигур из Российской Федерации. И оказалось, что на “Хоргосе” орудует целая ОПГ в погонах.
Теперь же становится известно, что российские таможенники получат возможность наблюдать за ситуацией на казахстанских таможенных постах. Не подменять, а именно наблюдать и обмениваться информацией. Логично предположить, что и казахстанские таможенники, смогут наблюдать за аналогичными постами в Белоруссии и России. Если захочется.
Но остается ведь еще и граница. С заставами, пограничными пунктами, контрольно-следовой полосой, датчиками, системами наблюдений и т.д. То есть всем тем, что необходимо для предотвращения нарушений границы. Теперь, можно сказать, что та самая охраняемая внешняя граница Казахстана, России и Белоруссии пролегла по совершенно другой линии. И для того, чтобы, условно говоря, попасть в Казахстан, достаточно перейти границу где-то под Хабаровском или Брестом. То же самое справедливо и в отношении гостей России, которые попадут туда, например, через Черняевку или Дружбу. Поэтому имеет право на постановку вопрос об охране именно этих общих государственных рубежей. Справедливо ли будет говорить, что граница ТС на замке? И пограничники каких стран будут дежурить на этих рубежах?
Таможенные посты внутри страны останутся в аэропортах международного сообщения. Пассажиры с рейсов внутри ТС не будут подвергаться пограничному досмотру и таможенным процедурам. Для них не ограничены объемы провоза материальных ценностей и валюты. Досмотру подлежат транзитные пассажиры, пересекающие границы третьих стран. |