|
Алла Иванилова
Казахстан гордится своей многонациональностью, поддержанием мира и толерантности в стране. Однако за витриной скрывается ряд проблем. В первую очередь, это касается образовательных услуг для проживающих в стране этносов
Вчера в мажилисе парламента прошел круглый стол, где рассматривались вопросы этнокультурного образования. Представители Министерства образования и науки заверили депутатов, что сегодня созданы все условия для изучения этносами родного языка и культуры. В стране существуют воскресные школы, где изучается история, литература, музыка, хореография разных народов. К примеру, в Павлодарской области в Доме дружбы образована Школа национального возрождения, состоящая из 14 учебных, двух мультимедийных кабинетов и музыкальной студии. Там обучается 14 классов разных национальностей. Финансирование школы в этом году составляет 31 миллион тенге. В Акмолинской области открыт Центр по обучению родным языкам “Шанырак”, где 218 детей изучают казахский, татарский, армянский, польский, немецкий, ингушский, корейский, азербайджанский языки.
Но чиновники не стали скрывать, что, несмотря на государственную поддержку, существуют определенные проблемы. Это прежде всего нехватка квалифицированных кадров, в совершенстве владеющих тем или иным языком, и потребность в учебниках, соответствующих казахстанским госстандартам.
Парламентарии, в свою очередь, обратили внимание на законодательные пробелы. Мажилисмен Мурат Ахмадиев заметил, что, согласно энциклопедии “Википедия”, воскресная школа - это занятия для детей верующих родителей, где преподаются основы христианской веры и библейские сюжеты. Свое название школы получили от дня проведения занятий. “То, что мы подразумеваем под воскресными школами, в принципе в светском государстве недопустимо, так как в большинстве случаев занятия проводятся в школах в совершенно ином направлении”, - отметил депутат. Более того, воскресные школы не закреплены ни в одном нормативно-правовом акте, но при этом существуют лоты областного управления образования по линии государственного социального заказа с такими названиями, как “Ускоренное обучение родным языкам в воскресных школах”.
Неизвестно и точное количество таких школ. Согласно данным Министерства образования и науки, их в стране 79. При этом по информации акиматов на 1 января текущего года количество воскресных школ составляет 237.
Парламентарии недоумевали: почему в Астане, которая должна быть эталоном во всем, нет таких центров, как в регионах. При этом есть уникальное здание, которое строилось под эти цели - Дворец мира и согласия. Однако аренда помещений в нем не по карману многим этнокультурным объединениям. Поэтому они вынуждены проводить занятия, где придется. Так, грузинская воскресная школа размещается в здании посольства Грузии в Казахстане. “Посольство - это режимный объект, это территория другого государства. Никто не говорит о контроле, но даже если представитель секретариата Ассамблеи народа Казахстана в целях мониторинга или ознакомления захочет поприсутствовать на занятиях такого класса, это будет проблематично”, - негодовал мажилисмен Ахмадиев.
Законодатели обратили внимание еще на один немаловажный момент. “Необходимо четко понимать, что с виду деятельность воскресных школ ведется с благими намерениями, но при стечении определенных обстоятельств может нести угрозу национальной безопасности”, - высказался все тот же народный избранник Мурат Ахмадиев. Парламентарии считают, что их деятельность должна быть “прозрачной и доступной для любого жителя страны, чтобы на нее не падала даже малейшая тень подозрения”.
Астана |