Юлиана Жихорь
Ежегодно парламент ломает копья при обсуждении проекта бюджета страны на ближайшие годы, пытаясь “выбить” побольше средств на нужды граждан: повышение соцобеспечения, строительство школ, больниц, водопроводов. А спустя полгода эти же парламентарии слушают от Счетного комитета отчет - как повлиял одобренный ими бюджет на экономическую ситуацию в стране
Ежегодный отчет Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за предыдущий год - событие значительное. Хотя бы потому, что ответственные органы, ознакомившись с документом, должны (или предполагается, что должны) сделать выводы из своей финансовой работы и учесть все недостатки на будущее. Однако на деле получается, что в документах год от года меняются только цифры, а замечания и выявленные ошибки остаются неизменными.
Например, Счетный комитет уже не раз говорил, что уточнения в бюджет страны (в прошлом году бюджет корректировался 16 раз) не учитывают тенденций развития экономики Казахстана и мира, “восстановления спроса и стабилизацию внешней ценовой конъюнктуры”. По мнению счетников, правительство (нынче оно уточняет бюджет без одобрения парламента) не принимало во внимание даже “мультипликативный эффект направленных в экономику антикризисных средств”. Что удивительно, поскольку правительство не раз заявляло, что эти средства буквально спасли страну.
Да и о самой “Дорожной карте” в Счетном комитете отозвались более чем скептически, заявив, что ее мероприятия “напрямую не отразились на увеличении численности занятых в отраслях, куда направлялись антикризисные средства”. Рабочие места создавались в основном временные, на строительстве и в ремонте инфраструктуры.
Да и сами спонсируемые отрасли развивались мало. “В настоящее время отечественные товаропроизводители не могут оказать достойную конкуренцию российским импортерам, - говорится в отчете Счетного комитета, - что негативно сказывается на развитии МСБ”. Это грозит снижением налоговой базы местных бюджетов, что автоматически увеличивает размер трансфертов для них из республиканского бюджета. (Уже сегодня объем трансфертов для некоторых регионов достигает 70 процентов.) Следует напомнить, что в прошлые годы Счетный комитет уже обращал внимание правительства и парламента на то, что трансферты из республиканского бюджета фактически стали единственным источником пополнения местных бюджетов. Но, похоже, что его рекомендации до сих пор не услышаны.
Счетный комитет советует правительственным экономическим умам провести “глубокий анализ” экономических условий в рамках ТС, в которых оказались отечественные товаропроизводители, чтобы в дальнейшем выработать действенные механизмы по их поддержке.
Кроме того, по мнению Счетного комитета, с начала функционирования системы трехлетнего бюджета происходит накопление допущенных ошибок в виде неосвоенных и неучтенных бюджетных средств, несвоевременного привлечения необходимых финансовых, технических и технологических ресурсов.
Например, по отдельным бюджетным программам объемы выделенных средств не взаимоувязаны и не подкреплены количественными показателями стратегпланов, что не позволяет оценить степень их результативности и эффективности. К тому же сами эти планы перманентно корректируются госорганами в течение года.
За прошлый год Счетным комитетом обнаружены нарушения на сумму почти в 160 миллиардов, половина из которых - по средствам РБ, выделенным в 2010 году.
Так, по Госпрограмме развития Алматы на 2003-2010 годы нарушения составили почти 30 миллиардов тенге, по программе образования - больше 20. Единственная программа, в которой счетники нарушений не обнаружили, - программа борьбы с коррупцией.
P.S. В настоящее время отчет Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета заслушивается в парламенте.
Астана |