ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Детское жертвоприношение События

Фарида Галиева
Для нашей страны, где почти треть населения составляют граждане до восемнадцати лет, охрана детства, без преувеличения, является вопросом национальной безопасности. Не случайно в 2006 году в Министерстве образования и науки был создан Комитет по охране прав детей. Двумя годами позже в регионах открылись его областные департаменты. Сегодня их руководители уверенно отчитываются с высоких трибун об успехах “на приоритетных направлениях работы”, одним из которых является оказание помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию

Неактуальный
суицид

Очередное детское самоубийство случилось в начале апреля в селе Самарское под Усть-Каменогорском. Повесился Алеша Морозов шестнадцати лет. Оставил записку, в которой объяснял, что жить в таких условиях больше не может, и просил вернуть его сестренок в приют. Хоронила мальчика школа, все сделали как положено - рубашечка, костюмчик, поминки... Смерть оказалась к нему щедрее, чем жизнь, в которой только и было, что пьяные родители, холодная развалюха и постоянное желание утолить голод.
Три года назад Алешу, Ксению и Машу определили в приют, чему предшествовало обивание порогов в разных инстанциях школьного директора Валентины Кутателадзе. Но приют - обитель временная, и вопрос по детям Морозовым надо было решить в соответствии с законодательством в течение полугода. Либо вернуть в семью, либо по суду лишить горе-родителей прав на детей. Тем более что папаша Морозов уже и сам написал отказную бумагу от сына и дочерей.
Но пошла наша обычная бюрократическая канитель, заседали комиссии, опека не предоставляла в суд каких-то актуальных документов... Короче, победил первый вариант. Матери Морозовой уже, правда, не было в живых - по причине алкогольной интоксикации, зато отец семейства, имеющий несколько судимостей, по мнению руководства Кокпектинского района, встал на путь исправления, так как закодировался.
И вот что в итоге вышло. Буквально через пару месяцев после водворения детей на прежнее место жительства...
Большого шума, надо сказать, это самоубийство не произвело. Из отдела образования уволили пару методистов, начальник отдела и вовсе ушла замом в местный акимат. Информация о случившемся не стала достоянием широкой общественности, не просочилась в теленовости и газетные репортажи. Кого нынче детским суицидом удивишь? Тем более, приказано же было недавно с педагогического олимпа - не смаковать и не обострять!
Но неуемная Валентина Кутателадзе, на которую некоторым очень хотелось бы “повесить” это повешение, продолжает бороться. Теперь уже за жизнь и безопасность Ксении и Маши. Вопреки логике и здравому смыслу сестры по-прежнему остаются при “заботливом” папаше, попросившемся, правда, на постой к родне, так как семейная халупа окончательно развалилась.
Валентина Федоровна написала более двадцати писем в разные инстанции - и тишина. Районные и областные охранители детства, среди которых решающее слово должен бы сказать Департамент по защите прав детей, последнюю просьбу Алеши Морозова игнорируют.
alt
Уйдем в хорошие руки
Холодное тепло

Защита ребенка - действие конкретное и активное. Республиканский комитет по охране прав детей очень гордится такими акциями, как “Подари тепло детям” и “Город, дружественный ребенку”. Но массовость в этом деле вторична и годится разве что для благополучных отчетов и парадных интервью. Невозможно защищать права детей скопом, не видя перед собой отдельных детских лиц и судеб.
К примеру, координационный совет правоохранительных органов Карагандинской области провел недавно заседание, обсудив тему преступлений против несовершеннолетних. По предварительным данным, только в органах здравоохранения области за последнее время зарегистрировано 46 случаев поступления малолетних детей с телесными повреждениями, полученными от побоев взрослых, в том числе и родителей. При этом отмечено, что никаких действенных мер по защите прав маленьких пострадавших принято не было. А ведь речь идет не о каких-то абстрактных правах, а о самом главном и насущном праве ребенка - на жизнь и ее безопасность.
Как стало возможным, например, что в Атырау структуры, по долгу службы отвечающие за охрану детства, умудрились дать разрешение на усыновление семьям, чьи кормильцы отсидели за изнасилование малолетних? “Добро” на материнство неоднократно получала здесь и гражданка, состоящая на учете по хроническому алкоголизму, в результате под крылом ее шаткой заботы оказались пятеро усыновленных ребятишек. Только когда соседи забили тревогу, чиновники отреагировали и детвору отобрали.
Комитет по охране прав детей регулярно докладывает общественности об успехах в вопросе внутреннего усыновления детей-сирот, в разы опережающего усыновление иностранцами. И все бы замечательно, если бы не маленькое “но” - информация о местных приемных родителях обычно скупа до предела, степень их готовности к судьбоносному поступку никем достоверно не изучена. В результате на сегодняшний день 232 “вторичных сироты” возвращены в лоно государства из казахстанских приемных семей. Что по количеству равно целому детскому дому!
С другой стороны, хорошо, что вернули. А если бы держали да издевались? Примеров этого у нас хватает. Взять хотя бы известную и леденящую душу историю в Алматинской области с двухлетним малышом, привязанным веревкой к лошади извергом-усыновителем и погибшим под копытами.

Один за всех
и все на одного

Так, может быть, пора пересмотреть подход к вопросам защиты детства? Сделать его более конкретным и адресным, создав многоступенчатую систему социальной поддержки малообеспеченных семей, имеющих детей, особенно детей-инвалидов, одиноких матерей, выпускников детских домов? А для этого расходовать государственные средства более целесообразно, чем умножать руководящие структуры весьма размытого предназначения, где чиновники заняты в основном сочинением пространных циркуляров и методических пособий.
Бесконечные комплексные проверки Генпрокуратуры детских учреждений буквально шокируют обилием выявленных нарушений прав несовершеннолетних. По инициативе генерального прокурора начато создание единого государственного банка данных о детях, оставшихся без родителей, безнадзорных и беспризорных, находящихся в трудной жизненной ситуации, разыскиваемых родителями, опекунами и спецучреждениями. Это при том, что к подобному мероприятию еще лет пять назад приступил Комитет по охране прав детей МОН РК! Но почему-то ограничился составлением банка данных детей-сирот, подлежащих усыновлению.
Если же попытаться объективно оценить ситуацию, то картина вырисовывается такая. У нас девять министерств и ведомств (!), так или иначе отвечающих за детство! Это больше, чем “семь нянек”. Подобная система напоминает перевернутую пирамиду. При множестве руководящих и контролирующих органов - огромная нехватка специалистов на местах. Как правило, в районных опеках трудится по одной-единственной сотруднице. Зарплата у них мизерная, машину, чтобы объезжать подопечных, никто не дает, в итоге текучка опекунских кадров - как мелькание кадров кинопленки. А ведь именно там, на местах, происходит реальная жизнь, там семьи и дети нуждаются в помощи и надо, засучив рукава, этим постоянно и системно заниматься.
Сегодня Казахстану нужен детский омбудсмен с небольшими и мобильными службами в каждом регионе. Зачастую тревожные сигналы о положении детей глушатся в кабинетах областного руководства. По сложившейся во многих странах мира традиции омбудсмен, или уполномоченный по правам ребенка, подчиняется напрямую главе государства и регулярно отчитывается о защите прав детей перед парламентом. Наверное, не стоит объяснять - почему?
Забота же “по касательной”, как у нас, получается очень дорогой и непродуктивной. Считаным единицам от общего числа выпускников детских домов, к примеру, удается получить жилье. До сих пор нередки в Казахстане случаи эксплуатации детского труда. Регулярно и по разным статьям Уголовного кодекса идут под суд директора детдомов и интернатов. Не говоря уже о детском суициде, размашистой косой собирающем свою чудовищную жатву...
Если сегодня не поставить ей надежный заслон, то, учитывая нашу демографическую ситуацию, завтра нам всем придется платить за беспечность - но уже не деньгами, а совсем иной ценой за наше будущее.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение