|
Юлиана Жихорь
Недавно инициированный депутатами законопроект, ужесточающий отношение государства к религиозным объединениям, уже вызвал бурную реакцию общественности. Представители традиционных религий выступают за, а поддерживаемые общественными объединениями “неформалы“ - за исключением некоторых норм, отстоять которые они намерены уже в работе над документом
Вчера в мажилисе состоялся круглый стол по вопросам совершенствования законодательства о свободе вероисповедания. Как заявил, выступая на круглом столе один из инициаторов документа Тито Сыздыков, анализ действующего закона “показывает, что права и свободы предоставлены, но отсутствует комплекс мер по их защите”. Перед законопроектом поставлены три задачи: защита прав человека в реализации им свободы вероисповедания; упорядочивание деятельности религиозных объединений; приведение в соответствие с гражданским законодательством.
Речь идет в том числе и о случаях, когда одним из условий религиозной секты становится передача ее адептами всего личного имущества в ведение организации, запрет на обучение в школах и лечение медикаментозным способом, соблюдения законов Казахстана. Против такого положения выступали практически все присутствующие, приводя массу примеров, далеко не положительно характеризующих различные сектантские организации.
Многие из них запрещают своим последователям даже в армии служить. Так, в этом году только в одной Карагандинской области от прохождения службы под религиозным предлогом отказались адепты религиозных объединений “Преображение”, “Евангельские христиане-баптисты”, “Свидетели Иеговы”.
Надо заметить, что последнее религиозное объединение уже давно вызывает массу вопросов. Так, в ВКО в прошлом году его приверженцы отказывались от участия в государственных праздниках и мероприятиях, один молодой последователь - студент второго курса теоретического отделения колледжа искусств - отказался даже петь гимн страны: мол, религия запрещает.
В той же Восточно-Казахстанской области “свидетели” активно привлекают к своим делам и детей школьного возраста. В одной из школ Усть-Каменогорска ряд учеников выпускных классов отказались от посещений уроков начальной военной подготовки и физкультуры по причине... “пацифизма”, пропагандируемого сектой. (Выяснилось, что к “свидетелям” детей приобщили родители.)
Зачастую нежелание детей идти по стопам предков заканчивается силовыми методами принуждения. Буквально пару месяцев назад в полицию Риддера (Восточно-Казахстанская область) поступило обращение мужчины, сообщавшего, что его бывшая супруга регулярно избивает совместных несовершеннолетних детей, которые отказываются посещать собрания общины “Свидетели Иеговы”.
Мало того, что секты активно привлекают в свои ряды еще не сформировавшиеся умы (по данным руководителя Центра помощи пострадавшим от религиозных течений Юлии Денисенко, только в России существует 300-400 сект, 70 процентов адептов которых - люди младше 20 лет), они вопреки всем законам пытаются вмешиваться в политическую жизнь страны.
Согласно Закону “О свободе вероисповедания и религиозных объединениях”, Казахстан - светское государство. Государство не диктует религиям свои условия, а религиозные объединения не имеют права создавать политические партии и вмешиваться в политические процессы. Однако есть одна организация, весьма нашумевшая в России, - движение Григория Грабового, которая в Казахстане занимается еще и политическими делами. (Сам Грабовой сейчас находится под следствием в РФ.) По словам руководителя объединения “Единство” из Усть-Каменогорска Сергея Лебедева, секта последователей Грабового вынашивает план создания на территории СНГ монархического государства. Есть даже своя партия “ДруГГ”. Лебедев пообещал представить доказательства в правоохранительные органы.
А для начала ознакомил присутствовавших депутатов, представителей религиозных и общественных объединений с книгой, в которой Грабовой мирно восседает на диванчике с главой государства. (Кстати, эта фотография долго висела на видном месте в приемной главного офиса фонда Грабового). На другой же странице - фото лицензии, выданной Назарбаеву на распространение учения Григория Грабового. Причем лицензия заверена... подписью Нурсултана Назарбаева. “Настоящим удостоверяется, что президенту Республики Казахстан Назарбаеву Нурсултану Абишевичу предоставляется право на распространение авторского учения Григория Грабового, созданного Грабовым Григорием Петровичем, родившимся 14 ноября 1963 года в селе Богара Кировского района Чимкентской области Казахстана. Настоящую лицензию принял президент Республики Казахстан Назарбаев Нурсултан Абишевич”. Дата: 16 июля 2004 года. Подпись с расшифровкой: Н. А. Назарбаев.
Так что Грабовой, объявивший себя “Иисусом Христом во втором пришествии”, весьма ловко использовал подобные “членские билеты” для привлечения дополнительных сторонников: мол, сами великие мира сего... а уж вам то и подавно надо быть со мной. В итоге, как говорят, Восточный Казахстан буквально захлестнула мода на Грабового.
Разумеется, после таких известий присутствовавшие на круглом столе зашумели еще больше: “Секты вон!”
Епископ Евангелистско-лютеранской церкви в РК Юрий Новгородов хоть и осудил секты, тем не менее попросил власти, чтобы у них “возобладала государственная мудрость”. Мол, не надо всех мести одной метлой, а следует отличать зерна от плевел. Что же касается Грабового, то Новгородов весьма справедливо заметил: “Не должны спать кошки, которые мышей должны ловить”.
Депутаты с этим согласились и, решив все-таки передать документы на Грабового спецслужбам, вернулись к обсуждению законопроекта.
Одним из самых важных нововведений в документе станет взятие под контроль финансовой деятельности организаций. В первую очередь депутаты предлагают ввести запрет на анонимную благотворительность: “не допускается получение религиозными объединениями финансовых и других пожертвований от анонимных, а также от иностранных граждан и организаций”. Юрий Новгородов возмутился, заявляя, что в большинстве случаев центральные управления церквей находятся за рубежом. И вполне логично, что они помогают финансово своим подразделениям в разных странах. Однако, по мнению одного из авторов поправок Нуртая Сабильянова, Казахстан должен добиться “прозрачности финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций”. Вопрос о возможности спонсорства центральных офисов своим региональным подразделениям еще может быть рассмотрен. Но вопрос приема пожертвований от граждан с использованием контрольно-кассовых аппаратов, уже решен бесповоротно. “Мы должны знать, сколько средств поступает в фонды религиозных организаций, как они расходуются”, - сообщил Сабильянов. Контроль за движением средств будут осуществлять местные исполнительные органы. Именно они станут главными ревнителями закона о религиозных организациях - занимается ли церковь только умами или использует народные пожертвования для получения не только душ последователей, но и материального дохода. Например, прокручивая деньги через какие-то предприятия.
В целом же общую позицию присутствующих весьма красочно высказал Амангельды Айталы. “Некоторые миссионеры свободу вероисповедания толкуют несколько расширенно. На самом деле они отлучают народ от собственной исторической религии. Есть духовная территория государства. И эту духовную территорию, территорию обрядов, традиций, культуры никому так же не позволено нарушать, как территориальную целостность государства”.
Астана |