|
Юлиана Жихорь
Цены на продовольствие в Казахстане подтянутся до мировых, неимущих граждан переведут на карточную систему
Цены на продовольствие - основной двигатель инфляции в Казахстане. Без сдерживания цен Казахстану не добиться ни заявленных темпов роста экономики, ни стабильной социальной ситуации. Посему Кабмин разработал специальный комплекс мер, оперативных и системных, направленных на недопущение спекулятивного и необоснованного роста цен и сглаживание сезонных колебаний.
Оперативные меры заключаются в формировании в регионах стабилизационных фондов продовольственных товаров, в освобождении от уплаты НДС крестьянских хозяйств, осуществляющих производство плодоовощной продукции. А также выплату “упреждающих пособий малообеспеченным слоям населения в виде компенсации повышения цен на социально значимые продовольственные товары”.
“Надо отметить, что поставлена задача о регулировании, то есть стабилизации цен, а не их фиксации или замораживании, - пояснил особенности комплекса мер Кабмина глава Минсельхоза Асылжан Мамытбеков. - Мы не можем и не должны бороться с повышением цен, связанным с колебаниями мирового продовольственного рынка, так как это подрывает экономику наших отечественных производителей. В условиях открытости внешних границ все усилия государства на удешевление продуктов внутри страны приведут к тому, что удешевленные товары перетекут в приграничные регионы соседних государств”. Карим Масимов чуть позже добавил: “Мы являемся страной с рыночной экономикой. Поэтому рыночное ценообразование должно оставаться. То есть мы не возвращаемся к социалистической плановой экономике, когда цена фиксировалась. Мы видели, к чему все это приводит. Это приводит к тому, что товара потом не становится”.
Дабы сгладить традиционный сезонный цикл скачков цен (осенью, в момент сбора урожая, цены падают, нанося тем самым ущерб производителям продукции, а зимой и весной, наоборот, резко возрастают, нанося ущерб потребителям) на местном уровне предлагается сформировать на уровне регионов стабилизационные фонды продовольственных товаров.
Однако в стабфонды попадут лишь шесть наименований продукции (в первую очередь - зерно), цены на которые предполагается держать максимально фиксированными. Кстати, в правительстве задумались над тем, чтобы в качестве площадок под стабфонды (в частности, овощехранилищ) использовать действующие хранилища системы МЧС.
Остальную продукцию предлагается удешевлять традиционным способом - строить новые коммунальные рынки: “Существуют общепринятые нормативы оптимального количества торговых площадей на душу населения. Акиматам надо поставить себе целью довести количество рынков до указанного уровня”.
Некоторые региональные власти решили пойти еще дальше в деле обеспечения населения продовольствием. На юге, например, решили возродить практику строительства при школах (где есть котельные) теплиц, которые, по планам облакимата, должны обеспечивать школу собственными овощами круглый год.
В МСХ также считают необходимым “совершить рывок в строительстве овощехранилищ”, так как важным вопросом остается сохранность плодоовощной продукции в зимний период. Причем толчком должна стать отмена НДС. Этот налог Асылжан Мамытбеков назвал “большим сдерживающим фактором”, тормозящим интерес бизнеса к развитию потребкооперации и сети овощехранилищ: “Потому что крестьянские хозяйства и индивидуальные предприниматели, которые производят продукцию, не являются плательщиками НДС, и при покупке у них товара юридическому лицу, любому цивилизованному легальному бизнесмену придется платить сразу же НДС со всей стоимости продукции”.
Третий раздел мер посвящен компенсационным выплатам малообеспеченным слоям казахстанцев. Адресное пособие (пока неизвестно, в каком размере) будет распределяться согласно уже имеющейся базе на лицевые счета граждан. Причем, как настаивает МСХ, данное пособие следует “индексировать каждый месяц, а не раз в квартал, как это сейчас происходит”.
“Считаем, что вообще адресная защита населения - это более правильный рыночный и социально справедливый путь”, - заявил главный сельхозник страны, пояснив, что, согласно этому пути, “государственная помощь не распыляется на всех, в том числе и обеспеченных людей, а направляется адресно тем, кто нуждается”.
Министр труда и социальной защиты Гульшара Абдыкаликова добавила, что в областях есть более трех тысяч спецстоловых, а также социальных магазинов и аптек. А в ближайшем будущем министерство будет дополнительно “прорабатывать опыт других стран по карточной системе”.
Астана
Интересное мнение
Кстати, Мамытбеков считает, что пора прекратить критиковать перекупщиков. “Последнее время у нас ошибочно сложилось негативное мнение об этом пласте малого бизнеса. Все видят в них врагов и паразитов. Считают их виновниками повышения цен. На самом деле они освобождают крестьян и частные подворья от труда по доставке и, наоборот, облегчают эту деятельность по доставке продукции до потребителя”, - считает министр. По его мнению, данный бизнес должен быть уделом профессионалов. И стать наконец открытым для конкуренции: “Как любой другой бизнес, он должен быть уважаем и оберегаться. И таких субъектов должно быть чем больше, тем лучше, тогда будет нормальная конкуренция. В отличие от нынешней недобросовестной конкуренции, когда отдельные закупщики не пускают в свои районы других закупщиков, когда не пускают самих крестьян на рынок. Когда сговариваются и поднимают цены”. |