|
Константин Маскаев
Работа в СМИ чаще всего связана с поиском и осмыслением различного рода сведений. Эта погоня за данными - занятие, оправданное самым смыслом профессии. Ведь точные данные - те индикаторы, которые помогают делать выводы. По ним, в частности, можно судить о развитии отдельных сфер экономики
Иногда этот поиск напоминает неудавшуюся рыбалку. Ловишь, ловишь одну-единственную цифру, а она, подлинная, все никак не всплывает. Вместо нее из мутного флера чиновничьих заверений декларативно вырисовывается что-то внешне привлекательное, но неизменно синтетическое, а потому неудобоваримое.
Более двух лет мы пытаемся добиться точных данных о количестве посетивших Казахстан туристов в единицу времени. Например, за год. Согласитесь, такого рода цифру при желании можно вывести весьма просто. Достаточно разделить весь поток пересекших границу Казахстана: на тех, кто сделал это с деловой целью, транзитом или как-то еще, и тех, кто в действительности посетил Казахстан как турист.
Но нашему чиновнику долгое время было удобнее делать вид, что через границу снуют одни лишь туристы и нет никаких мигрантов, командированных и прочих людей, совершающих поездки с деловыми целями. Считать всех гуртом гораздо приятнее. Так этот трафик выглядит внушительнее и посему привлекательнее. Например, в прошлом году, отчиталось Минтуризма, страну посетили не менее 5,5 миллиона человек, что на миллион больше, чем в предыдущий год!
Как-то очень уж явно конфликтует такой необузданный оптимизм с данными, которые распространила радиостанция “Немецкая волна”. Было, например, сказано, что в недалеком 2003 году в Казахстане побывало около 30 тысяч западных туристов. Неужели за семь последних лет число выросло не в два-три, не в десять, а почти в 200 раз?!
И вот наиболее корректная, на наш взгляд, цифра “выпорхнула” совсем недавно. Ее озвучили в ходе работы IV Астанинского экономического форума, прошедшего в первых числах мая в столице Казахстана. Там, понятное дело, собрались люди, не склонные доверять парадным заявлениям. Поэтому вольно или невольно пришлось озвучить подлинную, очищенную и очень похожую на правду цифру. Сегодня ее можем назвать и мы: 370 тысяч! Только эти 370 тысяч человек, по данным туристических операторов, действительно прибыли в Казахстан в минувшем году как туристы.
И теперь именно этой цифрой следует оперировать, когда речь заходит о въездном туризме. Опираясь на реальную картину, следует готовить прогнозы и в соответствии с этим развивать туристический кластер. Туризм в Казахстане, особенно въездной, что в общем-то предсказуемо, как “потемкинская деревня”. Причем существует даже не в декорациях, на которые любопытно было бы хотя бы один раз взглянуть. Он есть только на бумаге и живет в каком-то параллельном мире, вроде грез ответственных за туризм лиц.
Для того чтобы в действительности привести в Казахстан хотя бы миллион туристов в год, предстоит очень и очень потрудиться. Причем создание условий и инфраструктуры - это лишь малая часть этого масштабного дела. При всем разнообразии природных богатств и климатических зон не тянет Казахстан, к сожалению, на статус туристической Мекки. Для сравнения, прошлый год в Республике Мьянма назвали “золотым годом туризма”. Страну впервые посетили 300 тысяч гостей! Напомним, это небольшое по площади государство находится в Юго-Восточной Азии, на берегу океана, в горной местности, часть страны располагается на островах. Преобладающий климат тропический и субтроэкваторальный, средняя температура года 25 градусов. Но даже бирманцы (прежнее название Мьянмы - Бирма) не позволяют себе таких далеких от реальной картины заявлений, как это делает казахстанский чиновник. |