|
Наталия Цой
Вернее, это когда-то ее называли “николаевской” гимназией по фамилии ее первого директора - Вячеслава Николаева. Сегодня это лицей №134, который является одним из первых учебных заведений нового типа в Казахстане. В августе 1989 года он был организован как экспериментальная школа-гимназия. В 1993 году эксперимент был признан удачным, и государственная аттестационная комиссия квалифицировала ее как многопрофильную гимназию
Сегодня в лицее работает высококвалифицированный педагогический состав учителей - это уникальные, творчески работающие специалисты, 80 процентов из которых являются учителями высшей и первой категорий. Многие из них отмечены правительственными наградами: знаками, медалями, орденами.
Необычной является и программа обучения. В первую очередь обращаешь внимание на не совсем привычное для школы многообразие... отделений. Первое - математики и информатики. При создании гимназии в 1989 году отделение было просто математическим. Через 2 года, в 1991-м, после приобретения компьютеров, оно стало называться отделением математики и информатики.
Математико-экономическое отделение включает в себя математику и экономику, спецкурсы по “Основам экономики”, “Экономической истории”, “Моделированию экономики и менеджмента”.
Название следующего направления говорит само за себя - химико-биологическое. Тут особое внимание уделяется “Дополнительным вопросам к курсу органической и неорганической химии”, “Основам молекулярной биологии”, “Технологии решения расчетных и экспериментальных задач по химии”, “Биологическому практикуму”.
Физико-математическое отделение помимо обязательной программы предлагает такие спецкурсы, как “Практикум решения задач по физике”, “Экспериментальную физику” и “Программирование”.
При этом режим работы обеспечивает занятость учащихся по интересам во второй половине дня. Дети имеют возможность заниматься в секциях баскетбола, волейбола, ручного мяча, футбола, атлетизма, фитнеса, посещать кружки информатики, Интернета, посещать театральный кружок, участвовать в научных обществах учащихся по различным секциям: математика, физика, химия, биология, информатика, литература, английский язык.
Кстати, об успехах лицеистов говорят итоги 2010/11 учебного года - 36 учащихся стали призерами районной предметной олимпиады, 17 - призерами городской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам.
“Мы делаем акцент на развитии одаренных детей, - говорит заместитель директора по профильному обучению Татьяна Жуйко. - Наша задача - поднять каждого ученика на максимальную планку того, что заложено в него природой”.
У лицея № 134 есть еще одно отличие - вступительные экзамены, которые проходят три раза в год: в марте, июне и августе. В зависимости от выбранного профиля сдают алгебру, геометрию, русский язык, физику, химию и биологию.
Результаты экзаменов известны уже на третий день. Причем ребята сами создают проходной балл. Максимальное количество - 35 баллов. И если ученик набрал меньше 18, то его кандидатура не рассматривается. “Таким образом, когда они закончат 8-й класс в своей школе, то в сентябре они уже просто приходят к нам с документами в 9-й”, - поясняет Татьяна Васильевна.
Вот где оправдываются три этапа вступительных экзаменов. Тот, кто не смог набрать необходимое количество баллов в первый раз, может попробовать сделать это во второй или в третий. Конкуренция очень жесткая, иногда бывает до 6 человек на одно место.
“Я считаю, что это правильно, когда дети, поступая в специализированную школу, нацелены на то, что они продолжат обучение в 10-м и 11-м классах, что здесь будет большая нагрузка, жесткий контроль, - рассказывает она. - Поэтому экзамены - это первое испытание, которое необходимо пройти”.
|
Первые полгода идет тяжелая работа у математиков, учителей русского языка, историков. Кстати, несмотря на то, что школа с техническим уклоном, учителя русского языка уделяет своему предмету очень большое внимание. Они борются с детьми за каждую оценку, порой доходит до двоек и слез. Но на это всегда один ответ: “Выучите, придете, сдадите!”.
Первая проблема, с которой сталкиваются преподаватели в начале учебного года, как собрать воедино всех детей, пришедших из самых разных школ. И первые полгода перед каждым из них стоит задача - подтянуть всех учащихся на один уровень.
“Во втором полугодии все стабилизируется, уравновешивается, - успокаивает нас заместитель директора по учебной работе Галина Солженикина - Ребята учатся, понимают, что от них требуют, поэтому в 11-м классе можно наблюдать их блестящие результаты”.
Одним из показателей успеха является средний балл по ЕНТ. Так, в 2009/10 учебном году он составил 101,44 балла на 160 выпускников.
Большое внимание уделяется и эмоциональной адаптации детей. Помогает решить эту проблему, например, театральный клуб. Им заведуют учителя литературы и русского языка. Девятиклассников часто водят в театры.
“Кроме того, проводится большое количество спортивных мероприятий, - добавляет Галина Степановна. - Это первенство школы по баскетболу, настольному теннису, футболу. В школе работает психолог”.
В том, что лицей № 134 по-своему уникален, сомневаться не приходится. Ведь еще в свое время Вячеслав Николаев в одном из интервью СМИ сказал: “Мы хотим сохранить то лучшее, что было накоплено в классическом, в том числе и советском, образовании”.
Вопрос качества образования в школах уже традиционно вызывает сомнения. Особенно, когда приходит пора выбирать, где ребенку предстоит получать базовые знания. Какому учебному заведению отдать предпочтение – частному или все же государственному? Должно ли быть обучение платным и дорогостоящим? И есть ли гарантия, что высокая стоимость будет означать такой же высокий уровень преподавания?
К тому же в наше время (в сравнении, скажем, с советским прошлым) роль родителей в социализации ребенка значительно возросла, тогда как роль государства уменьшилась. И если раньше можно было ориентироваться на близлежащие школы, то есть по району своего проживания, в надежде на некий средний общепринятый стандарт, то теперь родители готовы возить своих детей на другой конец города. И даже страны. Лишь бы толк от учебы был. |