Ботагоз Омар
Несмотря на трагические события в Японии, мировые эксперты убеждены, что расцвет атомной энергетики еще впереди. В то же время лидеры антиядерного движения активно продвигают стандарты безопасности, призванные снизить прибыльность АЭС и ударить по карману сторонников возведения станций
Идея Нурсултана Назарбаева по выработке Генеральной энергоэкологической стратегии и последующее обсуждение ее на Всемирном саммите по устойчивому развитию “Рио+20” в 2012 году, озвученная в 2007 году на 62-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, стала отдельной темой дискуссии в ходе IV Астанинского экономического форума. Результатом стал проект заявленной стратегии.
Возможно, после взрыва на атомной станции в японской Фукусиме число возводимых АЭС будет сокращаться, хотя, по мнению экс-премьер-министра Чехии Мирека Тополанека, “землетрясение и цунами не остановили расцвет атомной энергетики”. Тем не менее “фондовые рынки прекратили торговлю и стали ненавидеть строительство новых АЭС, так как они дороги и осложнены”.
Обращая внимание на то, что никто не знает реальных масштабов трагедии в Японии, он добавил, что “оценка косвенных смертей от рака и других заболеваний исчисляется сотнями тысяч”. В то же время он подчеркивает, что мировое сообщество должно иметь в виду, что от одних только дорожно-транспортных происшествий ежегодно погибает более 40 тысяч европейцев, более двух миллионов людей во всем мире становятся жертвами СПИДа, более 2,5 миллиона войн и террористических актов.
Президент Российской академии естественных наук Олег Кузнецов разделяет эту точку зрения. Он убежден, что “нет ни одного источника энергии, который был бы абсолютно безопасен”.
“Даже, казалось бы, совершенно безопасная ветроэнергетика на самом деле тоже приносит определенные проблемы, потому что меняются струйные потоки в атмосфере, а вслед за ними могут произойти и другие изменения в окружающей среде. А изготовление материалов для солнечной энергетики не только весьма дорого, но и сопровождается негативными выбросами веществ в атмосферу”, - сообщил Олег Кузнецов, отвечая на вопрос “НП” в ходе пресс-конференции, организованной в рамках форума.
В свою очередь, по словам заместителя директора Национального центра инжиниринговых исследований геомантики Китая Цуй Вэй Хона, в этих вопросах главное - научиться заранее определять возможные места стихийных бедствий. Он поделился своей методикой раннего распознавания беды, которая четыре дня назад позволила предсказать стихийное бедствие в Китае и, соответственно, обезопасить население. Динамический мониторинг стал отдельной сферой взаимодействия ученых Казахстана и Китая. Одним из первых результатов такого сотрудничества стало создание ландшафтного атласа в Казахстанском институте географии.
Астана |