Ботагоз Омар
Формат общения казахстанских министров с лауреатами Нобелевской премии стал главной изюминкой Астанинского экономического форума. Подобный диалог политиков и ученых - первый в мировой истории. Возможно, это и станет главным отличием “казахстанского Давоса” от его “старших” собратьев
Уже не первый год в Казахстан в рамках Астанинского экономического форума прибывают лауреаты Нобелевской премии. На итоговой встрече, проведенной незадолго до официальной церемонии закрытия IV Астанинского экономического форума, нобелевские лауреаты встретились с семью членами казахстанского Кабмина (министрами финансов, экономического развития и торговли, по делам экономической интеграции, экологии, труда и социальной защиты населения, образования, а также нефти и газа).
В начале встречи министр экономического развития и торговли Кайрат Келимбетов отметил, что “на протяжении трех лет мы наблюдаем волатильность цен на нефть”. “Если цена на нефть будет составлять 150 долларов за баррель, это не очень хорошая новость для нас, так как следующей новостью для нас будет огромная депрессия в развитых странах, а ее следствием станет глобальный финансовый или экономический кризис”, - заявил он.
По мнению
Джеймса Миррлиса, на этот вопрос нужно смотреть с другой стороны, пользуясь условиями рынка. “Почему бы не выбрасывать больше нефти на рынок?” - задался он вопросом. “Этот вопрос очень важен, меня очень беспокоит, что происходит в мире. Известно ли вам, что цена на нефть на самом деле должна быть более высокой, чем сегодня?” - отметил нобелевский лауреат.
Министр нефти и газа Сауат Мынбаев обратил внимание на то, что Казахстан - “слишком маленький игрок на мировом рынке (около 1,5 процента мировой добычи), чтобы манипулировать нашими возможностями увеличения или сокращения производства”. “Может показаться, что Казахстан заинтересован в больших ценах на нефть. В краткосрочном периоде, может быть, плюсы есть, не надо умалчивать о них. Но в долгосрочном плане минусов гораздо больше, - добавил он, поддерживая мнение своего коллеги Кайрата Келимбетова, и подчеркнул: “Мы гораздо больше заинтересованы в стабильных ценах”.
Разобравшись с этим, участники дискуссии обратили свое внимание на вопрос, как правильно расходовать средства, поступающие от продажи сырья. Экс-президент Боливии Хорхе Кирога с нескрываемой завистью отозвался о природных ресурсах нашей страны. И... выступил с неожиданным заявлением. “Если бы я был из Казахстана, я бы продал всю нефть и газ, весь уран из недр и отправил каждого молодого человека с улицы учиться. Это сделает гораздо больше для будущего страны”, - считает он.
Главный педагог страны Бакытжан Жумагулов о таком мог только мечтать. “Конечно, для лозунга это звучит красиво, но мои коллеги достаточно четко ответили на этот вопрос”, - скромно заметил он. И добавил при этом, что “если какая-то страна сегодня добилась успехов, то главный лозунг у них был: образование, образование и образование”.
Во время пресс-конференции зарубежные журналисты не скрыли своего удивления по поводу нового формата общения нобелевских лауреатов с действующими политиками. (Обычно на форумах руководители госорганов взаимодействуют только с представителями бизнеса и деловых кругов.) “Я думаю, это нечто уникальное”, - заметили они. Возможно, теперь это станет традицией экономических форумов, проводимых в Астане. И их главной изюминкой.
Астана |