Ботагоз Омар
Более миллиона евро вложил Евросоюз, чтобы изучить систему государственных закупок Казахстана. Главный вывод экспертов сводится к тому, что чиновникам в этом вопросе не хватает компетентности. Сколько бы законов ни принималось, на практике они не соблюдаются. Европейцы решили, что эту проблему может решить только срочный всеобуч
Полтора года работы в Казахстане, 1,2 миллиона потраченных евро и тома законов, сводов и цифр. На днях эксперты Европейского союза огласили итоги проекта с длинным названием “Усиление конкурентоспособности и системы государственных закупок в Республике Казахстан”. Их главный вывод сводится к тому, что специалисты, которые проводят тендеры, заметно отстают от их европейских коллег по уровню грамотности.
Сообщив о том, что “все заказчики жалуются на дешевые китайские товары”, руководитель проекта Эдвинс Парунс отметил, что “это не проблема законодательства и не проблема государственных закупок, это проблема практики. Точнее, людей надо обучать, обучать и обучать, и наши семинары в регионах это доказали”.
Эксперты по государственным закупкам из Дании, Латвии, Эстонии, Италии и Хорватии по итогам проекта составили документ из 39 рекомендаций по изменению правовой базы страны и внутренних нормативно-правовых актов, регулирующих госзакупки, чтобы привести их в полное соответствие с нормами ЕС и международными стандартами.
В первую очередь, Эдвинс Парунс обратил внимание на то, что Министерству финансов “жизненно необходимо создать новую структуру, которая занимается анализом системы государственных закупок”. Зарубежные консультанты просят также, чтобы в Казахстане появилась отдельная профессия - “специалист по государственным закупкам”.
Эксперт по правовым вопросам проекта Доре Бентсен в своем итоговом докладе порекомендовала Казахстану в ходе тендеров использовать не два конверта, как это оговорено в действующем законодательстве, а один. “Поставщик должен все вкладывать в один конверт для того, чтобы невозможны были закулисные игры с ценами”, - отметила она.
Еще одно принципиальное предложение европейцев - заказчики не должны оговаривать сумму, выделенную для закупок. “Потенциальные поставщики, как правило, будут предлагать цены, очень близкие к потолку, поэтому рекомендуем не разглашать эту сумму, тогда у вас может быть чистая конкуренция”.
Как показали результаты анализа, проведенного по числу осуществленных в 2010 году государственных закупок, только один (!) процент конкурсов в Казахстане был проведен с использованием двухэтапных процедур. Большая их часть (68 процентов) проведена по запросу ценовых предложений, 18 процентов - без применения норм закона, 13 - из одного источника.
Несмотря ни на что, вице-министр финансов Берик Шолпанкулов убежден, что Казахстан движется в сторону повышения прозрачности в этих вопросах. Уже во второй половине этого года Минфин в пилотном режиме переходит на систему проведения аукционов. В следующем году такой способ проведения госзакупок будет внедрен во всех госучреждениях.
“С 2012 года мы будем стараться все больше госзакупок осуществлять электронным способом. Любой электронный способ - это прежде всего повышение конкурентоспособности, когда неограниченное число участников могут видеть планы, заранее готовиться... Это развитие конкуренции”, - добавил он.
По данным центра электронной коммерции, в первом квартале текущего года благодаря электронной системе государственных закупок правительство сэкономило почти 8 миллиардов тенге бюджетных средств. А в целом за три года работы с помощью экономии по электронным государственным закупкам способом запроса ценовых предложений сберегли почти 46 миллиардов “казенных” тенге.
Астана |