Юлиана Жихорь
Вчера в Астане стартовало двухдневное субрегиональное совещание организации Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС). Совещание юбилейное - организации исполнилось уже 10 лет. А потому участники ЦАРЭС подводят итоги работы и строят планы на ближайшую десятилетку
Сегодня в рамках ЦАРЭС реализуется порядка 100 проектов общей стоимостью более 15 миллиардов долларов. В Казахстане крупнейшими проектами в рамках организации являются дорожные.
“Транспортный коридор Западная Европа - Западный Китай - самый яркий пример работы ЦАРЭС в Казахстане, - сообщил директор департамента инвестиционной политики Министерства экономического развития и торговли Бауржан Тортаев. - В проекте участвуют практически все международные институты: в Кызылординской области - Всемирный банк, в Жамбылской области это Азиатский банк развития (АБР)”. Кстати, крупнейший заем в истории АБР был выделен как раз на строительство данной дороги.
Эксперты-финансисты, хваля прогресс за десятилетие, тем не менее заявляют, что пора бы странам-участницам организации задуматься об иных, вне ЦАРЭСовских источниках финансирования проектов. “По мере развития ЦАРЭС требуемые ресурсы будут превышать то, что сейчас страны-члены ЦАРЭС и государства могут предоставить, - заявила специалист по региональному сотрудничеству отдела регионального сотрудничества и координации операций департамента стран Центральной и Западной Азии АБР Каня Сасрадипоэра. - Поэтому реализовывать и мобилизовывать ресурсы нужно и от других независимых партнеров на двусторонней основе и даже на основе модели ГЧП”.
“ГЧП - это то, что мы должны привести в жизнь”, - резюмировала она.
Эта идея была поддержана представителями трех стран ЦАРЭС - Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана, которые, воспользовавшись случаем, тут же попросили почитать им обучающие лекции по наращиванию потенциала в этой области, поскольку страны региона имеют разный уровень в развитии области ГЧП.
Кыргызстан и Таджикистан при обсуждении Стратегии ЦАРЭС-2020 предложили больше внимания уделить проблемам сотрудничества. Причем разделить их на несколько сфер - правительство, частный сектор, экспертное и донорское сообщества. “Такой анализ привел бы к тому, что стали бы понятны основные проблемы, приоритеты и это повлияло бы на формулировку стратегии ЦАРЭС-2020”, - высказал предположение представитель Кыргызстана, добавив, что было бы предпочтительнее создавать “многосторонние региональные аналитические группы по определенным региональным проблемам”.
Таджики же предложили поднять страновое чувство “собственности” на более высокий уровень: “Практика последних 10 лет показала, что зачастую страны больше опираются на инициативы международных институтов участниц программы. И чувство “собственности” должно выражаться в том, что именно проекты программы в рамках ЦАРЭС должны быть адаптированы национальной стратегией, это должно быть главной особенностью будущих наших действий”.
Участники сошлись на том, что странам необходимо развиваться в унисон, включая проекты ЦАРЭС в национальные программы развития. “Действия стран в рамках программы ЦАРЭС-2020 должны быть единым целым и не должны различаться между собой”, - говорили они.
Сегодня участниками ЦАРЭС являются не только страны Центрально-Азиатского региона: Афганистан, Азербайджан, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Монголия, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан (с общим рынком более 700 миллионов человек), но и международные финансовые институты - АБР (он является Секретариатом ЦАРЭС с 2000 года), Европейский банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Исламский банк развития, Программа развития ООН и Всемирный банк. Наличие последних обеспечивает финансовую поддержку всех интеграционных начинаний государств-членов.
Астана |