ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Голоса из прошлого События

Ирина Ковалева
Единственная в Казахстане коллекция грампластинок павлодарского собирателя Наума Шафера вскоре станет доступна и на лазерных дисках. 27 тысяч экземпляров хрупких бьющихся и виниловых носителей, хранящихся в доме-музее, могли кануть в Лету, попросту погибнуть, не выдержав испытаний временем. Сейчас уникальное собрание переводят в “цифру” - записывают на новом специальном оборудовании, полученном в дар от местной власти

Спасти экспонаты музея помог аким Павлодарской области Бакытжан Сагинтаев. К 80-летнему юбилею коллекционера Наума Шафера нашлись спонсоры, потратившие на оборудование для записи около двухсот тысяч тенге. Деньги не столь большие, но найти редкую аппаратуру японского производства удалось только в Санкт-Петербурге.
“Раньше были попытки переписать музыку со старых пластинок на диктофон, на микрофон, на видеокамеру, - объясняет звукорежиссер Сергей Крыжановский, - но потеря качества звука была очевидная. Сейчас у нас есть два профессиональных проигрывателя: один - для виниловых пластинок на 33 оборота, второй - для бьющихся патефонных пластинок на 78 оборотов.
В комплекте есть фонокорректор, который подавляет, насколько это необходимо, шумы, но не “убивает” живую пластиночную музыку - легкое шипение остается. Вот, посмотрите, как все просто - проигрыватель, фонокорректор, сразу есть USB-выход на компьютер. Готово - все записано по трекам в цифровом формате”.
Масштаб хранилища звука дома-музея Шафера уникален - представлены все фирмы грамзаписи мира. 27 тысяч пластинок, около 17 тысяч книг, 64 тысячи газетно-журнальных публикаций, 1,5 тысячи катушечных кассет с записями. Всего около ста тысяч единиц хранения. По стандартам советского времени тянет на статус республиканского. Музей, хоть и находится на бюджетном финансировании и при поддержке властей, по мнению сотрудников, все-таки может работать еще плодотворнее.
alt
За шаферовским собранием в свое время “охотились” россияне. Омский губернатор предложил очень выгодные условия, но Наум Григорьевич остался в Павлодаре. Коллекционер говорит, дело тут не в выгоде. Коллекции нужен уход и внимание специалиста. А профессиональных филофонистов сейчас по пальцам перечесть. Тут бы и помог республиканский статус дома-музея. Однако этот вопрос пока так и остается открытым.
“Из таких маленьких, брендовых музеев строится история страны, - рассказывает директор КГКП “Дом Шафера” Татьяна Корешкова. - Люди о музее знают, даже из России приезжают группами, в год у нас бывает несколько тысяч посетителей, но здания отдельного нет.
Другое дело - что не хватает площади. Пластинки нельзя сложить в ящики и спрятать в подвал, их нужно хранить строго в вертикальном положении при определенной температуре и влажности. А ведь у нас много редких экспонатов. Самая старая пластинка в коллекции датирована 1897 годом”.
Есть в собрании Наума Григорьевича Шафера и необычные по нынешним представлениям экспонаты. Например, пластинка с речью товарища Сталина о проекте Конституции 1936 года. На одной стороне “диска” записана только одна “композиция” под названием “Овации товарищу Сталину”. Или великолепное художественное чтение стихотворения Маяковского в исполнении мастера слова Дмитрия Журавлева - “Читайте, завидуйте, я гражданин...”, датированное непростым 1938 годом. Тут, объясняет коллекционер Наум Шафер, необходимо не только собирать, но и изучать предмет: “Некоторые спрашивают: это же музей грампластинок, зачем здесь книги? Но коллекционер не только накапливает, он должен знать об этой эпохе все. Недавно мы делали к 50-летию полета Гагарина в космос специальную подборку: голос Гагарина, речь Хрущева, статья из “Литературной газеты” 1961 года, которой, кстати, в областной библиотеке почему-то не оказалось.
А у нас в фондах - полная информация о любом историческом отрезке конца XIX - начала XX века. Та же периодика, например. Первый сатирический журнал “Будильник” с Чеховым, причем в цвете. Или женский журнал 1917 года, или “Русское богатство”, журнал Короленко. “Советский Казахстан”, позже “Простор” - все номера”.
Наум Шафер говорит, в пластинки вложена определенная доля мистики. Классическая музыка, уверен Наум Григорьевич, обладает особой аурой: “Вот, записали Шаляпина в другом формате, убрали, понизили совсем шумы - и великолепие тембра пропало. Лучше уж покрутить ручку, завести патефон и посидеть рядом, и послушать его арии - пусть с легким шипением, но практически “вживую”. Если и есть гармония формы и содержания, то пластинка с классической музыкой - тому пример”.
Сейчас у музея открылось второе дыхание.
“Мы готовим и издаем антологии, - продолжает тему Татьяна Корешкова. - Это огромный труд. Наум Григорьевич по крупицам собирал, покупал в свое время ноты, пластинки, а теперь выпускаются лазерные диски. Например, собрание записей Куляш Байсеитовой. Вот такой своеобразный “альбом”, Наум Григорьевич его сам собрал из патефонных пластинок.
А сейчас эти отреставрированные записи есть и в цифровом формате - для современников. Также можно похвастать сборником песен Жамал Омаровой “Мой Казахстан” и диском первого казахстанского барда Виктора Мильто. И уже поступило предложение собрать и выпустить песни Розы Баглановой”.
Исследовательская и просветительская работа - еще одна из задач дома-музея. Причем изданные диски не пылятся на полках в частных собраниях, они действительно пользуются популярностью в массах. Например, диск “Отворите мне темницу” с антологией тюремной лирики, составленный и редактированный Шафером. Это не шансон, в широком смысле понимания, а известные классические произведения XIX-XX веков на заданную тему.
Или собранные из фонотеки музея воспоминания Шукшина с его неповторимым голосом стали подарком на Шукшинские чтения. Подобные сборники - и к ежегодному литературно-музыкальному Цветаевскому костру, проходящему в Павлодаре в память поэтессы Марины Цветаевой.
Интересный опыт работы Наума Шафера - реставрация и воссоздание произведений. Сейчас музыкальный коллектив Павлодарского педагогического колледжа под руководством Наума Григорьевича реконструировал лирический марш малоизвестного казахского композитора. Эта музыка будет жить - по счастливой случайности, 12-летний мальчишка купил ноты военного времени, а спустя десятки лет - восстановил.
Подобную реконструкцию Наум Григорьевич провел год назад при подготовке диска песен военных лет “Подымайся, чудо-родина!”, посвященного 65-летию Победы. В сборник вошли 16 композиций Исаака Дунаевского. Причем одну из песен, давшую название альбому, Шафер восстановил по памяти - так, как она звучала по радио. Исполнила ее павлодарская певица Светлана Немолочнова.
Сейчас, когда музей располагает оборудованием, прибегать к помощи студии, чтобы собрать информацию и переписать с бьющегося диска на лазерный, сотрудникам музея уже не требуется. Это существенно облегчает работу. Пластинки не ушли в прошлое, уверен Наум Шафер, эта музыка будет вечной, нужно только бережно относиться к ней. 
Павлодар

Досье “НП”
Наум Григорьевич Шафер (Нахман Гершевич) - профессор кафедры русской филологии Павлодарского государственного педагогического института. Филолог, музыковед, композитор, исследователь творчества и критик, публицист и коллекционер. Композиторский псевдоним - Нами Гитин.
Родился 13 января 1931 года в Кишиневе (Бессарабия, ныне Молдова). После освобождения Бесcарабии советскими войсками депортирован с семьей в Казахстан.
После окончания средней школы в Акмолинске в 1949 году поступил на филологический факультет Казахского государственного университета имени С.М.Кирова. Брал уроки у композитора Евгения Брусиловского. 5 лет работал учителем русского языка и литературы в различных школах, после обучения в аспирантуре КазГУ преподавал в Целиноградском педагогическом институте.
Наум Шафер - первый публикатор двух драматургических произведений Булгакова - “Петр Великий” и “Рашель”, а также нескольких редакций оперных либретто писателя. Первооткрыватель в публикациях текстов ранних песен Владимира Высоцкого. Занимался историей бардовского движения. Изучал и пропагандировал творчество Исаака Дунаевского, писал о нем книги и статьи, впервые опубликовал несколько сот его писем.
В 1971 году репрессирован по обвинению в антисоветской деятельности при подготовке диссертации “Русская гражданская поэзия за сто лет”. Мотив - за интерес к запрещенным литературным произведениям, которые сейчас изучают в школах и вузах. Реабилитирован в 1989 году.
Наум Шафер записал грампластинки “Исаак Дунаевский в гостях у Михаила Булгакова” (на подготовку материалов ушло 15 лет) и “Кирпичики”, антология городского фольклора за 100 лет. В 2003 году выпустил лазерный диск “Надежды свет” - антологию еврейской песни на русском языке, а также диски с собственными музыкальными произведениями.
Коллекция грампластинок и библиотека Наума Шафера стала основой для создания дома-музея.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение