|
Ирина Ковалева
Единственная в Казахстане коллекция грампластинок павлодарского собирателя Наума Шафера вскоре станет доступна и на лазерных дисках. 27 тысяч экземпляров хрупких бьющихся и виниловых носителей, хранящихся в доме-музее, могли кануть в Лету, попросту погибнуть, не выдержав испытаний временем. Сейчас уникальное собрание переводят в “цифру” - записывают на новом специальном оборудовании, полученном в дар от местной власти
Спасти экспонаты музея помог аким Павлодарской области Бакытжан Сагинтаев. К 80-летнему юбилею коллекционера Наума Шафера нашлись спонсоры, потратившие на оборудование для записи около двухсот тысяч тенге. Деньги не столь большие, но найти редкую аппаратуру японского производства удалось только в Санкт-Петербурге.
“Раньше были попытки переписать музыку со старых пластинок на диктофон, на микрофон, на видеокамеру, - объясняет звукорежиссер Сергей Крыжановский, - но потеря качества звука была очевидная. Сейчас у нас есть два профессиональных проигрывателя: один - для виниловых пластинок на 33 оборота, второй - для бьющихся патефонных пластинок на 78 оборотов.
В комплекте есть фонокорректор, который подавляет, насколько это необходимо, шумы, но не “убивает” живую пластиночную музыку - легкое шипение остается. Вот, посмотрите, как все просто - проигрыватель, фонокорректор, сразу есть USB-выход на компьютер. Готово - все записано по трекам в цифровом формате”.
Масштаб хранилища звука дома-музея Шафера уникален - представлены все фирмы грамзаписи мира. 27 тысяч пластинок, около 17 тысяч книг, 64 тысячи газетно-журнальных публикаций, 1,5 тысячи катушечных кассет с записями. Всего около ста тысяч единиц хранения. По стандартам советского времени тянет на статус республиканского. Музей, хоть и находится на бюджетном финансировании и при поддержке властей, по мнению сотрудников, все-таки может работать еще плодотворнее.
За шаферовским собранием в свое время “охотились” россияне. Омский губернатор предложил очень выгодные условия, но Наум Григорьевич остался в Павлодаре. Коллекционер говорит, дело тут не в выгоде. Коллекции нужен уход и внимание специалиста. А профессиональных филофонистов сейчас по пальцам перечесть. Тут бы и помог республиканский статус дома-музея. Однако этот вопрос пока так и остается открытым.
“Из таких маленьких, брендовых музеев строится история страны, - рассказывает директор КГКП “Дом Шафера” Татьяна Корешкова. - Люди о музее знают, даже из России приезжают группами, в год у нас бывает несколько тысяч посетителей, но здания отдельного нет.
Другое дело - что не хватает площади. Пластинки нельзя сложить в ящики и спрятать в подвал, их нужно хранить строго в вертикальном положении при определенной температуре и влажности. А ведь у нас много редких экспонатов. Самая старая пластинка в коллекции датирована 1897 годом”.
Есть в собрании Наума Григорьевича Шафера и необычные по нынешним представлениям экспонаты. Например, пластинка с речью товарища Сталина о проекте Конституции 1936 года. На одной стороне “диска” записана только одна “композиция” под названием “Овации товарищу Сталину”. Или великолепное художественное чтение стихотворения Маяковского в исполнении мастера слова Дмитрия Журавлева - “Читайте, завидуйте, я гражданин...”, датированное непростым 1938 годом. Тут, объясняет коллекционер Наум Шафер, необходимо не только собирать, но и изучать предмет: “Некоторые спрашивают: это же музей грампластинок, зачем здесь книги? Но коллекционер не только накапливает, он должен знать об этой эпохе все. Недавно мы делали к 50-летию полета Гагарина в космос специальную подборку: голос Гагарина, речь Хрущева, статья из “Литературной газеты” 1961 года, которой, кстати, в областной библиотеке почему-то не оказалось.
А у нас в фондах - полная информация о любом историческом отрезке конца XIX - начала XX века. Та же периодика, например. Первый сатирический журнал “Будильник” с Чеховым, причем в цвете. Или женский журнал 1917 года, или “Русское богатство”, журнал Короленко. “Советский Казахстан”, позже “Простор” - все номера”.
Наум Шафер говорит, в пластинки вложена определенная доля мистики. Классическая музыка, уверен Наум Григорьевич, обладает особой аурой: “Вот, записали Шаляпина в другом формате, убрали, понизили совсем шумы - и великолепие тембра пропало. Лучше уж покрутить ручку, завести патефон и посидеть рядом, и послушать его арии - пусть с легким шипением, но практически “вживую”. Если и есть гармония формы и содержания, то пластинка с классической музыкой - тому пример”.
Сейчас у музея открылось второе дыхание.
“Мы готовим и издаем антологии, - продолжает тему Татьяна Корешкова. - Это огромный труд. Наум Григорьевич по крупицам собирал, покупал в свое время ноты, пластинки, а теперь выпускаются лазерные диски. Например, собрание записей Куляш Байсеитовой. Вот такой своеобразный “альбом”, Наум Григорьевич его сам собрал из патефонных пластинок.
А сейчас эти отреставрированные записи есть и в цифровом формате - для современников. Также можно похвастать сборником песен Жамал Омаровой “Мой Казахстан” и диском первого казахстанского барда Виктора Мильто. И уже поступило предложение собрать и выпустить песни Розы Баглановой”.
Исследовательская и просветительская работа - еще одна из задач дома-музея. Причем изданные диски не пылятся на полках в частных собраниях, они действительно пользуются популярностью в массах. Например, диск “Отворите мне темницу” с антологией тюремной лирики, составленный и редактированный Шафером. Это не шансон, в широком смысле понимания, а известные классические произведения XIX-XX веков на заданную тему.
Или собранные из фонотеки музея воспоминания Шукшина с его неповторимым голосом стали подарком на Шукшинские чтения. Подобные сборники - и к ежегодному литературно-музыкальному Цветаевскому костру, проходящему в Павлодаре в память поэтессы Марины Цветаевой.
Интересный опыт работы Наума Шафера - реставрация и воссоздание произведений. Сейчас музыкальный коллектив Павлодарского педагогического колледжа под руководством Наума Григорьевича реконструировал лирический марш малоизвестного казахского композитора. Эта музыка будет жить - по счастливой случайности, 12-летний мальчишка купил ноты военного времени, а спустя десятки лет - восстановил.
Подобную реконструкцию Наум Григорьевич провел год назад при подготовке диска песен военных лет “Подымайся, чудо-родина!”, посвященного 65-летию Победы. В сборник вошли 16 композиций Исаака Дунаевского. Причем одну из песен, давшую название альбому, Шафер восстановил по памяти - так, как она звучала по радио. Исполнила ее павлодарская певица Светлана Немолочнова.
Сейчас, когда музей располагает оборудованием, прибегать к помощи студии, чтобы собрать информацию и переписать с бьющегося диска на лазерный, сотрудникам музея уже не требуется. Это существенно облегчает работу. Пластинки не ушли в прошлое, уверен Наум Шафер, эта музыка будет вечной, нужно только бережно относиться к ней.
Павлодар
Досье “НП”
Наум Григорьевич Шафер (Нахман Гершевич) - профессор кафедры русской филологии Павлодарского государственного педагогического института. Филолог, музыковед, композитор, исследователь творчества и критик, публицист и коллекционер. Композиторский псевдоним - Нами Гитин.
Родился 13 января 1931 года в Кишиневе (Бессарабия, ныне Молдова). После освобождения Бесcарабии советскими войсками депортирован с семьей в Казахстан.
После окончания средней школы в Акмолинске в 1949 году поступил на филологический факультет Казахского государственного университета имени С.М.Кирова. Брал уроки у композитора Евгения Брусиловского. 5 лет работал учителем русского языка и литературы в различных школах, после обучения в аспирантуре КазГУ преподавал в Целиноградском педагогическом институте.
Наум Шафер - первый публикатор двух драматургических произведений Булгакова - “Петр Великий” и “Рашель”, а также нескольких редакций оперных либретто писателя. Первооткрыватель в публикациях текстов ранних песен Владимира Высоцкого. Занимался историей бардовского движения. Изучал и пропагандировал творчество Исаака Дунаевского, писал о нем книги и статьи, впервые опубликовал несколько сот его писем.
В 1971 году репрессирован по обвинению в антисоветской деятельности при подготовке диссертации “Русская гражданская поэзия за сто лет”. Мотив - за интерес к запрещенным литературным произведениям, которые сейчас изучают в школах и вузах. Реабилитирован в 1989 году.
Наум Шафер записал грампластинки “Исаак Дунаевский в гостях у Михаила Булгакова” (на подготовку материалов ушло 15 лет) и “Кирпичики”, антология городского фольклора за 100 лет. В 2003 году выпустил лазерный диск “Надежды свет” - антологию еврейской песни на русском языке, а также диски с собственными музыкальными произведениями.
Коллекция грампластинок и библиотека Наума Шафера стала основой для создания дома-музея. |