|
Фарида Галиева
Глобальную экономику в ближайшем будущем ждет несколько опасных порогов. Среди них рост цен на энергоносители, политический кризис в США, проблемы периферийных стран еврозоны. Это основные пороги, которые могут существенно повлиять на общее экономическое состояние мира, тогда как другие риски в той или иной степени на эти пороги влиять не будут.
К такому общему выводу пришли участники VII Международной конференции по риск-менеджменту, состоявшейся на днях в Алматы. Ведущим спикером мероприятия стал Нуриэль Рубини - советник Президента США Обамы, один из самых популярных в мире экономистов
Определенного и конкретного ответа на вопрос, что же ждет мировую экономику хотя бы в этом году, никто давать не собирался. Экономическая наука, как и статистика, более напоминает предсказания погоды: сонм профессоров наблюдает за параметрами и графиками и при этом сугубо приблизительно пытается очертить некие контуры завтрашнего дня. Конференция не стала в этом смысле исключением. Эта мысль неоднократно звучала как на сцене во время дискуссий, так и в куларах конференции.
Солидные и маститые предсказатели, например, долго спорили во время одной из дискуссий, какая цена на нефть станет роковой для развитых экономик мира - 120 или 140 долларов за баррель? А какую цену при этом можно назвать “справедливой”? Повлияют ли события в Ливии на эту цену, и если “да” - то как? Можно ли в принципе управлять рисками и способна ли академическая экономическая мысль хотя бы приблизительно предугадать наступление рецессии, кризиса, спада? Приступят ли, наконец, США к реструктуризации своего гигантского долга?
В этом контексте довольно точно и одновременно неакадемично прозвучала сентенция председателя правления АО “Страховая компания “Евразия” Бориса Уманова о том, что прогноз в экономике можно сравнить с показаниями сломанных бабушкиных часов с кукушкой: часы стоят, но два раза в сутки показывают абсолютно точное время. Нужно только вовремя на них посмотреть. Кстати, “Евразия” и являлась устроителем данной конференции.
Но часы часами, а многие надеялись все-таки на некий компас, который бы представили ученые мужи и который бы указал видимые ориентиры дальнейшего пути в глобальном экономическом волнении. Куда “плыть”, дабы избежать рифов и не столкнуться с другими в этом неспокойном море? Есть ли рецепты от неизбежных рисков? И вообще - что есть такое неизбежные сегодня риски?
Основным лейтмотивом конференции звучал тезис о том, что риски для так называемых развитых и развивающихся экономик являются разными. То есть мир по-прежнему четко делится согласно установленной иерархии и разные его части живут, соответственно, по-разному.
Неравенство как между людьми, так и среди стран и, как следствие, произвол тех, кто наверху, - это и определяет, в конечном счете, опасные тенденции в экономической жизни. Произвол можно было бы заменить “слабым глобальным регулированием”, а точнее, все тем же “перетягиванием одеяла” на свою сторону. Никто, по сути, решать проблем глобальной экономики не собирается, несмотря на пресловутую глобализцию, плоды которой достаются меньшинству, тогда как большинство склоняется к популизму и социальной анархии.
Правительства выделяют огромные суммы на спасение банков, это приводит к огромным государственным долгам и росту бюджетных дефицитов. Отвечать по этим долгам придется будущим поколениям, так как в обозримом будущем разрешения этих противоречий не предвидится. А население развитых стран неумолимо стареет, и от этого усиливается пресс на пенсионную систему и здравоохранение, что также ведет к давлению на экономику. Это так называемый скрытый долг государственного сектора.
Развитые страны заинтересованы в том, чтобы развивающиеся поставляли им сырье по приемлемой цене, тогда как развивающиеся - в росте цен на свое сырье. Развитые стремятся сохранить стабильность и, по сути, отказываются от радикальных реформ или даже от решения явных и опасных проблем в финансовом секторе. Тогда как развивающиеся страны этих проблем решить просто не могут, даже если очень захотят и попробуют объединиться.
|
Экономический гороскоп для мировых держав от Нуриэля Рубини |
Прекрасной иллюстрацией стало обсуждение госдолга США. После последнего размещения 30-летних облигаций совокупный государственный долг США составил 14 305 336 580 992,11 доллара, что превысило “потолок” долга в 14,29 триллиона. Долг США теперь составляет 96,5 процента от ВВП. Совсем недалеко до ста процентов. Но почему США еще не объявили о своем дефолте? Как заметил Нуриэль Рубини:
- Нельзя забывать, что американский долг - это, по сути, обещание платить долларами, а мы можем напечатать долларов сколько угодно...
И печатают. Не обращая внимание на остальной мир и на то, что это все ниже роняет репутацию Америки как самой мощной экономики планеты. А вместе с тем снижает общее доверие на финансовом рынке, усиливает проблемы с кредитами и т.д.
Истощение природных ресурсов. Этот фактор с каждым годом становится все более существенным в мировой экономике. До конца десятилетия население Земли вырастет по прогнозам с 6,83 до 7,7 миллиарда человек в основном за счет развивающихся стран. Как считают участники конференции, это приведет к росту спроса на продовольствие в мире на 50 процентов. В прошлом году цены на продовольствие уже достигли самой высокой отметки в истории, и экономисты ожидают, что за тот же срок мировые потребности в воде вырастут на 30 процентов. А также прогнозируют: к 2030 году глобальной экономике будет нужно, как минимум, на 40 процентов больше энергии, чем сейчас, и ее производство ляжет тяжким бременем на водные ресурсы разных регионов.
Грозным “призраком” на конференции присутствовал Китай с его непредсказуемым экономическим ростом и потреблением. Хотя, на удивление, ни одного китайского экономиста на мероприятие не пригласили, что, конечно же, является существенным упущением организаторов. Так вот, к Китаю претензий было высказано гораздо больше, чем, скажем, к США. Это и нежелание установить реальный курс юаня, и стремление поглотить сырьевые рынки соседних стран, и жесткая самостоятельная политика в совместных проектах.
Н. Рубини, например, и вовсе высказался, что китайский рост не соответствует потенциалу этой страны.
- В Китае и других развивающихся экономиках отсрочка жестких мер в кредитной политике может стать причиной инфляции, которая позже приведет к более неприятным последствиям. И Китай рискует получить резкое снижение экономических показателей.
Существует также риск, что притоки капитала на развивающиеся рынки будут плохо управляемыми, что приведет к новому надуванию пузырей кредитов и активов. Более того, дальнейшее увеличение цен на нефть, энергию и предметы потребления может привести к негативным соотношениям импортных и экспортных цен и снижению реального чистого дохода стран, импортирующих товары потребления, при этом будет увеличиваться инфляционное давление на развивающиеся рынки.
И если подытожить дискуссии, прозвучавшие на конференции, то общая картина вырисовывается такая: здоровье глобальной экономики зависит в основном от указанных уже трех факторов. Это ситуация с госдолгом США, с периферией еврозоны (Греция, Португалия, Ирландия, Испания, Италия), с ценами на нефть. И все эти факторы зависят, главным образом, от политических решений и скоординированности политического руководства различных стран. В Америке республиканцы должны договориться с демократами, в Европе периферия - с “центром” (Германия, Франция, Англия), а нетфедобывающие страны должны соотносить свои запросы с мировой экономической конъюнктурой.
Потому что неуправляемый рост цен приведет к рецессии, а она - к падению тех же цен. |