|
Константин Маскаев
В правительстве обсуждается возможность проведения амнистии к 20-летию Независимости. Вместе с тем на прошлой неделе представителями Генеральной прокуратуры, в частности Комитета по правовой статистике и спецучетам, были обнародованы данные об уровне преступности в стране за три месяца текущего года в сравнении с аналогичным периодом 2010 года
Самый высокий уровень преступности - в Алматы (4887 фактов), в Восточно-Казахстанской (4113), Карагандинской (3375), Южно-Казахстанской (3492), Алматинской (2094) областях. Не намного лучше обстоят дела и в других областях.
Тем не менее симптоматично, что эти сигналы со стороны Генпрокуратуры пришлись не только на череду громких преступлений: нападения на инкассаторов в Алматы и Шымкенте, захват вооруженной банды, но и на момент обсуждения предстоящей к 20-летию Независимости амнистии.
Об этой форме проявления государственной милости по отношению к осужденным на различных сроках, но вставшим на путь исправления гражданам периодически начинают вспоминать накануне громких дат. Но проводят амнистии не так часто, как этого ожидают в среде самих сидельцев и их близких. Последней проведенной амнистией можно считать таковую в 2002 году. С тех пор если об этом и заходила речь, то что-то глобальное и непреодолимое не позволяло провести ее к заявленной дате или сроку.
Ратовал за амнистию сенатор Гани Касымов в 2009 году, то есть накануне председательства Казахстана в ОБСЕ. Касымов рассмотрел в амнистии “еще одну возможность, которая бы создавала более благоприятное поле для работы нашей страны на этом ответственном и очень важном посту”. Как связаны эти две сферы, сенатор не комментировал.
Проведение амнистии в Казахстане некоторые политики из правящей партии и сегодня считают гуманным и экономически выгодным мероприятием. В частности, заместитель председателя Астанинского городского филиала НДП “Нур Отан” Павел Казанцев вопреки общеизвестным наблюдениям убежден, что люди в “местах не столь отдаленных” достаточно быстро понимают, что во второй раз туда лучше не попадать. То есть все эти опасения о рецидиве, видимо, досужие вымыслы? Кроме того, депутат считает “весьма затратным” содержание человека, лишенного свободы, и потому считает, что лица, совершившие преступления, не носящие антиобщественный характер, наверное, могут быть амнистированы.
Законопроект об амнистии появился в декабре 2010 года, когда еще не произошло громких нападений на инкассаторов в двух наиболее крупных городах Казахстана. Тогда же никто и предположить не мог, что по меньшей мере шестеро судей Верховного суда страны будут отстранены от должностей и сами станут кандидатами занять скамью подсудимых. Законопроект предусматривал освобождение 14 тысяч осужденных. Амнистию предполагалось распространить прежде всего на социально-уязвимые категории граждан: несовершеннолетних, женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов I и II групп, а также беременных женщин, пенсионеров, инвалидов I и II групп. Документ также предполагал освобождение осужденных, совершивших преступления небольшой и средней тяжести. Для отдельных категорий предлагалось сократить сроки наказаний. Предварительно речь шла об амнистии порядка 6 тысяч осужденных, находящихся в заключении, и 8 тысяч лиц, наказание которых не связано с изоляцией от общества.
Сегодня КУИС - Комитет уголовно-исполнительной системы Минюста Республики Казахстан имеет на руках проект закона о проведении амнистии в 2011 году. Этот комитет отвечает только за своих подопечных, то есть за тех, кто сегодня находится в застенках. Согласно подготовленному документу, планируется амнистировать около пяти тысяч осужденных, четыре тысячи из которых выйдут на свободу, остальным будут сокращены сроки.
Сможет ли страна справиться с потоком бывших заключенных? В руководстве Национального центра по правам человека говорят, что в Казахстане не решена проблема трудоустройства бывших заключенных. Потребуется немало усилий местных органов в содействии этой категории граждан в поиске работы, оформлении документов и получении жилья. И именно эти проблемы вызывают больше всего вопросов. Что касается работы, то те немногочисленные предприятия, которым пока еще нужны кадры, по-видимому, рассчитывают на квалифицированных рекрутов. Но на работу, как известно, берут только зарегистрированных по месту жительства граждан. В контексте последних событий и с учетом упомянутого комплекса нерешенных проблем инициатива правительства выглядит довольно спорной.
Конечно, акт массового прощения, к которому иногда прибегает государственная машина, должен быть последователен, а потому тщательно продуман и подготовлен. Нельзя даровать такую свободу, с которой иному вчерашнему сидельцу будет сложно справиться. |