|
Ботагоз Сейдахметова
Премьер-министр Украины Николай Азаров на прошлой неделе еще раз заговорил о создании зернового пула между Казахстаном, Россией и Украиной. Собственно, по его словам, сейчас начались переговоры между тремя странами.
Впрочем, о зерновом пуле довольно активные разговоры на высшем уровне ведутся уже не первый год. Но при всем понимании, во всяком случае декларировании взаимной пользы такого союза, пока конкретных шагов не предпринималось.
Так что заявление украинского премьера дает некоторое ощущение, что лед на рынке зерновой интеграции все-таки тронулся
Итак, о создании зернового пула между тремя зерновыми республиками бывшего Союза говорили и писали много еще четыре года назад. Так, президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский заявлял прессе, что-де пул будет создан по аналогии с Организацией стран - экспортеров нефти (ОПЕК). И что идею эту родили в совместных с Украиной муках. И больше - что в дальнейшем к союзу должны присоединиться Казахстан, а в перспективе - Венгрия и, может, кто знает, даже Болгария и Румыния.
К слову, что касается Российского зернового союза, то сегодня он объединяет свыше 400 организаций. Ее основные цели - развитие зернового рынка, повышение производительности и качества зерна, а также продуктов его переработки.
Так вот, дальше деклараций тогда, в 2007 году, дело не пошло. Проще говоря, идея интеграции так и осталась только идеей. Каждая страна до сих пор варится в собственном зерновом соку.
И вот сегодня информационные агентства Украины активно цитируют слова своего премьера о том, что “такое объединение логично и обоснованно, поскольку вместе Украина, Россия и Казахстан занимают примерно 30 процентов рынка экспорта зерновых культур в мире”. Украинский политик добавил, что нам-де нет смысла конкурировать, “нам есть смысл согласовывать свои действия для того, чтобы ситуация на рынке была прогнозируемой и контролируемой”.
При этом Николай Азаров напомнил, что “в 2003 году Россия и Казахстан поставляли зерно Украине, которая чувствовала его нехватку на внутреннем рынке. В свою очередь, засуха в России в 2009 году показала, что все страны нуждаются в компенсации возможного недостатка зерна”.
“В рамках пула мы вполне можем договариваться о том, что если у кого-то из участников недостаток экспортных объемов, то другие участники могут за него компенсировать эти объемы, поддерживая, таким образом, стабильность на рынке”, - сказал Азаров. Он уверен, что создание такого пула будет серьезным стабилизирующим фактором и в плане объемов поставок, и в плане цены.
Что это - старые сказки о главном?
Между тем информационное агентство “Казах-Зерно” напоминает, что Украина является крупным экспортером зерновых. В частности, в 2009 году страна экспортировала 21,2 миллиона тонн зерна при урожае более 46 миллионов тонн. Украина с начала маркетингового года (с 1 июля 2010 года) экспортировала более 6 миллионов тонн зерна. Кроме того, сообщается, что Украина в текущем году занимает 3-е место (16,7 процента мирового рынка) по объемам экспорта ячменя, 4-е место (6 процентов) - по экспорту кукурузы и 6-е (5,4 процента) - по объемам экспорта пшеницы, несмотря на вынужденное из-за прошлогодней засухи квотирование экспорта зерна.
То же ИА “Казах-Зерно” пишет, что в 2008 году украинские сельхозпроизводители собрали наибольший за годы независимости урожай в 53,3 миллиона тонн. Страна потребляет около 26 миллионов тонн зерна в сезон. Ежегодно страна получает доход от экспорта зерновых на уровне 1,5-2 миллиардов долларов.
Что касается Казахстана, наша республика экспортирует зерновые в более чем 70 стран мира. И надо сказать, что качество нашего зерна считается высоким. К слову, именно наше зерно в виде гуманитарной помощи в Афганистан и экспорт в прочие страны Средней Азии пользуется наиболее высокой востребованностью у потребителя, потому как отвечает требованиям к качеству среднеазиатского хлеба.
Между тем главная проблема, с которой сталкивается наш отечественный экспортер зерна, - это географическая удаленность страны от морских путей транспортировки товара. И эта неудобная логистика является той ахиллесовой пятой, которая ставит нашего производителя в зависимость от соседей. Пока мы имеем только один независимый путь транспортировки зерна - это железная дорога через Туркменистан в Иран. Для расширения экспортного потенциала Казахстану необходимы альтернативные пути, в частности, через порты Черного моря.
Собственно, именно по этой причине любая экономическая интеграция для Казахстана весьма выгодна, потому как может решить проблему транспортировки товара. Опять же тут идет речь о цене вопроса, то есть доставке до портов перевалки с учетом стоимости казахстанского зерна.
Создание зернового пула позволит казахстанскому зерну не ощущать себя изгоем на морских портах Украины и России, где пока традиционна такая картинка: казахстанское зерно ждет своего продажного часа, пока не будет распродано зерно российских и украинских производителей.
Обо всем этом было уже неоднократно сказано на разных уровнях специалистами в области зерна. К примеру, еще года три назад один из представителей казахстанской компании “Северное зерно” предлагал такую схему: свое зерно Украина и Россия продают в портах, а наше покупают в порядке замещения. Мол, традиционные потребители казахстанского зерна - Египет и страны Ближнего Востока - не нуждаются в высоком качестве нашего зерна. “Их вполне устраивает четвертый класс российских и украинских производителей. В этом случае выигрывают и наши соседи по пулу. Они отдадут, что пониже классом, потребителям этих стран, а от нас получат более качественное зерно по потребительским свойствам, - говорит специалист. - Надо отметить, что в России и Украине регионы производства зерна достаточно близко расположены к портовым зонам. И, соответственно, скорость оборота транспортных средств, вагонов и автотранспорта заметно вырастет, если их ориентировать только на доставку зерна на портовые элеваторы. Поэтому часть подвижного состава может высвободиться, и его можно направить на то, чтобы поставлять казахстанское зерно потребителям России и Украины. Наши партнеры по пулу будут продавать на экспорт свой четвертый класс и знать, что у них есть возмещение в виде более качественного третьего класса. Та же Центральная Россия нуждается в высококачественном зерне. И нет смысла для этого везти его из Краснодара, который близок к портам.
Таким образом, для Казахстана открываются дополнительные рынки сбыта. Это именно то, в чем мы очень нуждаемся”.
Еще один фактор, который говорит в пользу зернового пула, - это общая ценовая политика трех государств, которая может стать серьезным заслоном от спекулянтов и прочих перекупщиков на рынке. Кроме того, такая общая политика позволит выживать неурожайной стороне. Ведь от природных катаклизмов пока даже страховые компании не выручают.
Остается только надеяться, что все красивые декларации Украины, России и Казахстана наконец начнут приобретать характер реальной взаимовыгодной интеграции на рынке зерна. |