ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Евразийские ценности События

Артур Валиев
Любое сильное государство построено на принципах межэтнического согласия. Соблюдение прав и свобод, уважение своих граждан и забота об их моральном, физическом и экономическом состоянии является важным признаком успешного пути развития страны. Иначе - революции, распри, мятежи и волнения.
С первых дней независимости Казахстана особое внимание власти уделяли этой очень деликатной сфере

Исторически сложилось так, что земля Казахстана стала прибежищем для людей множества национальностей. Военные кампании имперской России и Столыпинские реформы инициировали возникновение в Казахстане поселений казаков и русских крестьян. Также на территории современного Казахстана проживали татары, представители других этносов. Но, конечно, в целом до революции 1917 года казахи представляли собой преобладающее большинство. (Правда, смена исторической формации коренным образом отразилась на жизни и судьбах населения всей бывшей Российской империи. По некоторым данным, в этот трагический период погибло или покинуло Казахскую АССР 48 процентов коренного населения, т.е. 2,4 миллиона человек. И только в 80-х годах XX века казахским этносом было достигнуто пропорциональное соотношение в 50 процентов по отношению к другим этносам в Казахстане.)
Сталинское насильственное “переселение народов” привело в бескрайние казахские степи немцев, чеченцев, азербайджанцев, евреев, греков, белорусов, молдаван, курдов, иранцев, представителей многих других больших и малых этносов. Создание спецпоселений и лагерей для “изменников родины” также повлияло в свое время на демографическую ситуацию в республике. Далее - массовая эвакуация населения из европейской части СССР в годы войны, освоение целинных земель, ударные советские стройки... Все это громадное, уму непостижимое движение людских масс явилось причиной того, что Казахстан стал приютом для людей, исторически не имеющих корней на этой земле, но тем не менее работавших на благо республики и оставшихся здесь жить.
За годы независимости этнический состав Казахстана снова несколько видоизменился. Уехали на историческую родину многие этнические русские, немцы, представители других национальностей. В Казахстан начали возвращаться этнические казахи, в прошлом покинувшие родину в силу различных причин. И сейчас казахи сделались преобладающим большинством. Так, по данным Агентства по статистике Республики Казахстан, согласно переписи населения, проведенной в 2009 году, из общего количества населения в 16 009 597 человек казахи составили 10 096 763 человека, или 63,1 процента от всех казахстанцев. На втором месте по многочисленности стоят русские - 23,7 процента, на третьем узбеки - 2,9 процента. Далее идут украинцы - 2,1 процента, уйгуры - 1,4 процента, татары - 1,3 процента, немцы - 1,1 процента.
alt
Сообща жить проще и лучше
Всего же в современном Казахстане проживают представители более 130 этносов. Что характерно: несмотря на свою полиэтничность, Казахстан не является “страной иммигрантов”, как, скажем, США, Канада или Австралия. Большинством этносов, приехавших когда-то в Казахстан, двигал не дух авантюризма и желание наживы, а непреодолимый и не терпящий возражений нажим “сверху”, была ли то рука Сталина или кого-то еще власть имущего.
Отсюда и совершенно другой характер “некоренных” казахстанцев. Генетически в их памяти заложены и ужасы массового принудительного переселения, стремление выжить, и благодарность к местному населению за оказанный прием. Многочисленны свидетельства очевидцев, рассказывающих, как казахи делились с изможденными, умирающими и замерзающими людьми, чьего языка они даже не знали, последним, что имели сами, выполняя важнейший долг гостеприимства. С другой стороны, с появлением в степи грамотных врачей, учителей, квалифицированных работников становилась лучше и жизнь самих казахов. Репрессии и эвакуация привели в Казахстан ценных специалистов “столичного разлива”: ученых, преподавателей, медиков, строителей. Во многом и им обязан Казахстан последующим развитием науки и промышленности. Так что польза от такого смешения этносов на бескрайних просторах Евразии очевидна для всех. Другое дело, что только с обретением независимости Казахстан в полной мере обрел право на культурное и историческое самовыражение, в обществе повысилась роль казахского языка, получившего статус государственного, а молодежь ныне растет в духе патриотизма и уважения к своим корням, что в советские времена на государственном уровне в Казахстане не культивировалось.
Этнические и конфессиональные различия в других странах часто выступают факторами конфликтности, причинами нетерпимости и насилия. В Казахстане же религиозное и этническое многообразие, наоборот, составляет богатство и силу страны. Поэтому и выражение “единый казахстанский народ” несет в себе ясное обозначение некоего явления. Это не результат искусственной унификации, а объединенное этническое многообразие, консолидирующим ядром которого является казахский народ. Толерантность, мир и ненасилие - вот общие цели и общие перспективы. Конституционно закреплено, что представитель любой национальности имеет в Республике Казахстан равные права и равные возможности, неся при этом также общую ответственность за судьбу страны. В укреплении независимости государства особое значение имеет в том числе его правовая база, ориентированная на общечеловеческие ценности. В этом контексте особенно важным кажется отметить несомненное достоинство Конституции Республики Казахстан. Являясь нормативной основой всех демократических начинаний и достижений, она закрепила необходимость правового обеспечения подлинной независимости республики, ее интеграции в мировое сообщество. При этом важно отметить, что 11 из 98 статей Конституции регулируют именно сферу межэтнических отношений.
Фактором, сыгравшим впоследствии решающую роль в укреплении межнациональной стабильности в Казахстане, стало создание Ассамблеи народа Казахстана и ее конституционные полномочия, не имеющие мировых аналогов.
Во-первых, 15 депутатов сената назначаются президентом с учетом необходимости обеспечения представительства в палате этнокультурных и иных значимых интересов общества (пункт 2 статьи 50). Во-вторых, в соответствии с пунктом 1 статьи 51 Конституции 9 (из 98) депутатов мажилиса ныне избираются ассамблеей.
Зарубежные политики и эксперты с большим вниманием оценивают и анализируют бесценный опыт казахстанской модели толерантности, являющейся уникальной, универсальной формулой решения глобальных задач в сфере межэтнического и межконфессионального согласия. Находясь в самом сердце евразийского континента, географически включая в себя территории как Европы, так и Азии, Казахстан представил миру евразийскую ценностную систему, на своем примере доказав не только совместимость элементов европейского и азиатского образа жизни, соединенных в одном социуме, но и способность сохранять самобытность, язык, культуру каждого этноса.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение