Юлиана Жихорь
В управлении Казахстаном появились новые лица. А также обновленные ведомства с новыми функциями
После прошлогодней “чистки” Кабмина, проведенной президентом в марте, по Астане пошли упорные слухи, что Национальный банк в самое ближайшее время приобретет доселе несвойственную ему надзорную и регулирующую функции. Ждать пришлось почти год - во вторник Указом президента были упразднены госагентства Казахстана по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы и по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. Теперь их функции будет исполнять Национальный банк. Которому, кроме миссии надзирать и регулировать, перешли и обязательства упраздняемых ведомств.
|
Назначение Масимова не стало сюрпризом |
По сути, Национальный банк Казахстана стал работать по классической схеме центробанков большинства развитых стран. Где центральные (эмиссионные) банки не только имеют монополию на эмиссию и проведение единой государственной денежно-кредитной политики, но и контролируют деятельность коммерческих банков. То есть выполняют функции, которые до последнего времени принадлежали АФН. Кстати, центробанки принадлежат государству не во всех странах. В США функцию Центробанка выполняет Федеральная резервная система, состоящая из 12 федеральных резервных банков.
Членами ФРС также являются частные коммерческие банки. В Италии и Швейцарии государство также формально не владеет капиталом Центробанка. В Бельгии и Японии оно владеет банком лишь частично (50 и 55 процентов соответственно).
После известия об обретении Нацбанком Казахстана новых функций по Астане поползли слухи о том, что обновленным банком будет руководить новый глава. На кресло, занимаемое сейчас Григорием Марченко, активно прочили помощника президента по социально-экономическим вопросам Бахыта Султанова.
Но надо заметить, что нынешнее обновление руководящего состава страны оказалось самым труднопредсказуемым за последние годы. Единственная кандидатура, назначение которой совпало с пророчеством, - Карим Масимов.
Весьма неожиданным стало назначение Кайрата Келимбетова на пост министра экономического развития и торговли. Ему деятельность в этой сфере частично знакома - он уже руководил Минэкономики в прошлом. Однако многие расценили его уход с должности главы ФУР “Самрук-Казына” как явное понижение. Хотя, поговаривают в Астане, не исключено, что возвращение на госслужбу - ступенька перед прыжком на премьерское кресло. Недаром о кандидатуре Келимбетова как о новом премьер-министре страны говорилось на протяжении нескольких последних месяцев.
В настоящее время Кайрат Келимбетов активно осваивается в министерстве.
Место нового назначения известного переговорщика Казахстана в ВТО Жанар Айтжановой пока не известно. Вполне возможно, что она вернется к своим доминистерским обязанностям.
Неожиданным стало назначение Тимура Кулибаева на пост главного руководителя “Самрук-Казыны”. В последние годы он, формально возглавляя совет директоров АО “KEGOC”, НК “КазМунайГаз” и ряда других нацкомпаний, тем не менее не особо “светился”. Сначала в “Самруке”, а затем и в “Самрук-Казыне” он работал зампредседателя правления, редко появляясь на публике и еще реже выступая перед прессой.
Остальные назначения, как то: Ержана Казыханова - главой МИДа, Берика Камалиева - на пост министра транспорта и коммуникаций, Калмуханбета Касымова - главой МВД, Талгата Ермегияева (сын высокопоставленного функционера президентской партии “Нур Отан” Амангельды Ермегияева) - министром туризма и спорта, объяснимы - ранее новоназначенные министры занимали посты вице-министров. Исключением стал разве что Асылжан Мамытбеков, возглавивший Минсельхоз. Ранее он “рулил” дочкой ведомства - АО “КазАгро”. Никто из отставников не получил пока новое место, они ждут, числясь в запасе...
Что касается акимов областей, то тут никакой ротации не случилось, хотя поговаривали, что ряд глав регионов сменит место дислокации.
В целом, новый состав Кабмина помолодел на десяток лет.
Астана |