|
Константин Маскаев
Прошло более пяти суток, как в Талгарском районе под Алматы сошла довольно большая даже для этих мест лавина, под которой погибли алматинцы - начальник снежного патруля спортивно-оздоровительного комплекса “Ак Булак” Б.Ильясов и заместитель директора ТОО “Родон” А. Мокроусов. Оперативные поиски силами почти 30 спасателей, техники и собак позволили на следующие сутки обнаружить тело сотрудника СОК “Ак Булак”.
Спасатели пытались продолжить поиски второго пострадавшего, но представители лавинной службы, единственной профессиональной структуры наблюдений за лавинами в стране, не без оснований посчитали, что теперь снег в горах угрожает уже самим спасателям
Мы общаемся с начальником отдела снеголавинных наблюдений Центра гидрометеорологического мониторинга Алматы Юрием Боевым. Он знаком нашим читателям по публикации “Тяжелый поток” в НП №34 от 31 марта этого года, где мы подняли проблемы системы наблюдений за лавинами на территории Казахстана. Даже в том немногочисленном виде, в котором эта служба осталась от некогда развитой профессиональной сети советских времен, она выполняет свою работу. Приоритеты, конечно, самым многолюдным местам.
Но стихия не выбирает места. Она живет в системе собственных координат и не считается с теми, кто встает у нее на пути.
Формально в этот раз спортивно-оздоровительный комплекс “Ак Булак” не при делах. Все произошло вне его территории, за ограждением.
Со слов сотрудника СОК “Ак Булак” Юшкова известно, что начальник патруля Ильясов и волонтер Мокроусов почти сразу после полудня вышли с верхнего привода второй канатной дороги и отправились кататься в соседнее ущелье.
Дело в том, что трассы, спуски, подготовленные для массовых катаний, это привычное уплотненное специальной техникой поле. Сколько раз они спускались по этому склону? Все так привычно и уже однообразно. Поэтому в этот раз они пошли на целину, обещали вернуться к 14 часам.
Сам факт, что двое лыжников выбрали для катания те самые склоны, Боев называет суицидом. Конечно, никто из них не ожидал, что все обернется трагедией. Но то, что они серьезно рисковали, видимо, догадывались. По-видимому, у мужчин был велик соблазн покататься по девственным склонам. Причем в местах, где мало кто появляется. Снег был пушистый, не осевший, мягкий. Приятно идти на скорости по такому покрытию. Виражи поднимают в воздух шлейф снега.
Еще за день до трагедии снежный покров в районе ЧП был достаточно прочным и выдерживал лыжников. Но 7 апреля прочности снежного покрова для этой же нагрузки не хватило.
Именно там, наверху, чуть ниже гребня хребта, где проходит линия отрыва снежной доски, обрываются следы лыжников.
Все указывает на то, что они спровоцировали лавину, которая затем утащила их вниз. Снег лежал по обе стороны склона одним сплошным массивом. Разрезанный лыжниками, он, подобно шелковому покрывалу, соскользнул в обе стороны.
Ильясов катался на лыжах. В таких ситуациях горные лыжи отстегиваются. Поэтому его лавина не утащила слишком далеко вниз. Его и нашли достаточно быстро, во второй половине следующих суток. То есть и в этом случае на поиски ушло много сил и времени.
Мокроусов шел на сноуборде. Крепления на доске другие. Они не отпускают ботинки катальщика. А в случае попадания в поток скользящего снежного массива превращаются в якорь, кошку. Сноуборд в этом случае не оставляет катальщику шансов.
По всей видимости, Мокроусова утащило туда, где лавина успокоилась - далеко вниз. Пока даже трудно предположить, каким слоем легла лавина там, в нижней своей зоне. Этот параметр может превышать и десять и пятнадцать метров.
Высота снега в месте отрыва лавины составила 134 сантиметра. Расчетные данные определяют объем сошедшей лавины в 16 тысяч кубометров. В отношении объема... Многие СМИ почему-то дали объем лавины в один миллион кубометров. Это очень большой объем. Для грубого сравнения: таким объемом можно накрыть половину города Талгар. Но и 16 тысяч кубометров - это немало. И лавины в 500 кубометров могут наделать беды. Хотя что теперь для близких и родных погибших людей эти параметры? Какое они имеют значение?
Пару дней после трагедии спасатели и представители ГУ “Казселезащита” пытались вести поиски. Правда, они были сопряжены с риском сорваться следом. В понедельник отдел снеголавинных наблюдений отправил в адрес “Казселезащиты” предупреждение о том, что за выходные в результате глубоких оттепелей наибольшую опасность схода лавин представляет высотная зона 2200-2800 метров, то есть как раз зона поисковых работ. При таком температурном фоне возможен самопроизвольный сход лавин в любое время суток. Поэтому нахождение спасателей и любых других людей в лавиноопасных участках недопустимо.
В понедельник же был произведен облет склонов на вертолете. Обстановка только обострилась. Вести поисковые работы по-прежнему опасно.
Опасность представляют и другие ущелья и склоны. Поэтому на время следует воздержаться от отдыха в горах. Даже во внешне спокойное место может дотащить снег - все зависит и от внутренних связей в массиве, и от состояния снега в лавиносборе, то есть “корыте” или желобе, по которому, возможно, начнет свое движение снег. |