Поздоровавшись с банкиром, не забудь пересчитать пальцы
Народное “ай”, а потом уже “пи...” и “о...”
Наша черта бедности - 6243 тенге и 60 тиын. Так определило наше Министерство труда и социальной защиты. То есть на эти 6 тысяч человек прожить худо-бедно, но может. Ниже - уже нет. Но и о том, как можно в Казахстане прожить на эти деньги и где, министерство не говорит. И сколько при этом наших сограждан на эти 6 тысяч живут, тоже молчит.
При этом, по разным оценкам, деньжата у населения все же есть. Около 20 миллиардов долларов в заначке. В подушках, банках (в смысле, в стеклянных), в подвалах, сейфах, в кубышках и в зарытых в огородах чугунках. Создается занятно пестрая картинка: при наличии 20-миллиардных долларовых “арбузов” в заначке кое-какой народ умудряется выжить на 6 тысяч тенге в месяц. Если верить министерству. Тогда как прожиточный минимум для более-менее стоящего на земле гражданина равен уже 15 609 тенге. То есть на эти деньги он еще стоять на земле может, тогда как на 6 тысяч - может, и может, но с трудом.
Вообще, вся эта статистическая арифметика - она для того, наверное, чтобы хоть как-то представлять изгибы процессов, происходящих в нашем сознании, а не в реальной жизни. А сознание за десятилетия воздействия на него Интернета в корне изменилось. Появился эффект некоего виртуального раскола всего на свете. То есть расщепления, или двоемыслия по типу шизофрении. Человек чувствует, что делает или говорит что-то “не то”, но поделать уже с собой ничего не может - механизмы адекватности атрофированы так, что не могут работать. И субъект делает и говорит вещи сугубо виртуальные, не в силах что-либо изменить. Особенно когда реальное ему уже не дается для понимания.
Ну представьте - у кого могут быть аккумулированы эти 20 миллиардов?! Вы таких людей лично знаете? И почему, спрашивается, они свои миллиарды хранят в самых непотребных для рыночной экономики местах? Вместо того чтобы вкладывать деньги в отечественную индустрию, организовывать малый и средний бизнес, учреждать гранты, строить школы, больницы, детские дома. Почему? И знает ли об этих людях (хотя бы о том, из каких они сословий будут?) министерство? И почему такая космическая разница у нас получается: если эти 20 миллиардов разделить даже на среднестатистических граждан, то получается отнюдь не 6 или даже 15 тысяч тенге.
Вот недавно была провозглашена программа “народного Ай-Пи-О”. Некие пакеты акций отечественных компаний предполагается предложить народу, чтобы он эти 20 миллиардов хоть как-то потратил на благое дело. То есть помог нашей экономике в отсутствии иностранных кредитов хоть как-то поправить свои дела.
Как вы думаете: помогут? А главное: кто? Ведь вот уже почти двадцать лет об этом разговор идет, чтоб корпоративный фондовый рынок создать, акции народу продавать, дивиденды платить и т.п. Но после этих двух десятков лет результат получается обратный: 20 миллиардов на 6 или 15 тысяч тенге не делятся. Да и на 16 миллионов сограждан - тоже. Мы уже не говорим о тех миллиардах, которые давно разделены и очень даже часто - между гражданами совсем не нашими.
Старушка-соседка двадцать лет проработала на почте и получила по выслуге помимо пенсии 5 привилегированных акций “Казахтелекома”. Дивидендов ей отродясь никто не платит, а спросить не с кого. Звонила на почту, сказали звонить другим, потом - другим, так и не узнала старушка - будут ей по акциям платить или нет? Но в “Казахтелекоме” наверняка знают, что пенсия у старушки больше, нежели 15 тысяч тенге. Но! К 20 миллиардам долларов она отношения не имеет. Потому и не платят. А зачем? И так проживет... |