|
Константин Маскаев
Бесплатный ветер паруса не надувает. Эту мысль три года назад, в апреле 2009 года, высказал опытный мореход, консультант и один из разработчиков маршрута экспедиции Terra Vita Андрей Чулаков. Именно он вместе с группой яхтсменов, бизнесменов и просто неравнодушных людей с того времени периодически решает финансовые проблемы пребывания яхты вдали от родины и печется о спасении экспедиции.
В прошлом номере мы сообщили, что в полку людей, кому небезразлична судьба яхты, а наряду с этим и престиж страны - прибыло. О намерении профинансировать приостановленную ранее из-за финансовых трудностей экспедицию высказался председатель Ассоциации добывающих и перерабатывающих компаний “КазЭнерджи” Тимур Кулибаев
Известно, что об этом шла речь на встрече руководителя “КазЭнерджи” с мотопутешественником Дмитрием Петрухиным. Более года назад байкер вошел в руководящий состав Центрально-Азиатского географического общества, чтобы своим авторитетом сдвинуть дело с мертвой точки. Возможно, сегодня это ему удалось. Обещание сделано. Решено на этот раз посвятить морскую кругосветку, как и сухопутный тур Петрухина через две Америки, к 20-летию независимости Казахстана.
Но известно ли руководителю “КазЭнерджи” и самому Дмитрию Петрухину, какой комплекс задач предстоит решить, чтобы возобновить программу кругосветной экспедиции под парусом? Как часто бывает, мы, люди по большей части сухопутные, подходим к путешествию по морю со своим воззрением. А его бывает совершенно недостаточно, чтобы объективно оценить и риск, и круг проблем.
Вчера мы связались с Чулаковым по телефону. На удачу рядом с ним оказался и капитан яхты “Чокан Валиханов” Александр Лавринов.
Напоминаем, что с ноября 2009 года лодка так и содержалась на средства частных лиц. Чулаков, конечно, ведет смету текущих расходов, необходимых для поддержания лодки. Но, по его словам, не включает туда расходы по перелету и проживанию. Расценивает эти поездки как свой собственный отпуск. По сути, так и есть. Выкраивает время и летит со товарищи за океан. Хобби у них теперь такое: казахстанскую яхту из беды выручать.
В прошлом году, например, на яхте произвели замену топливного бака. Проблемы с резервуаром обнаружились еще до Антигуа - в 2009 году. Тогда дежурный капитан в Гваделупе не убрал сам и никому не поручил убрать разлившееся по судну дизельное топливо. Слил остатки и демонтировал бак, о чем составил счета на почасовую оплату. Чиновники везде одинаковые. Любят деньги и в совершенстве владеют способами, как официальные бумаги трансформировать в денежные знаки, используя всяческие приписки и подтасовки. По документам выходило, что процесс отключения и изъятия бака с лодки, например, занял 20 часов.
Тогда наши парни запаяли бак и установили его на место. Вся работа, к слову, заняла около двух часов.
Но это оказалось временным решением проблемы. Побывав на яхте в последний из приездов, обнаружили, что швы разошлись. Пришлось приобрести новый бак и для надежности и страховки оборудовать яхту дополнительным так называемым “мягким” баком. Замены потребовали и аккумуляторные батареи. Чулаков считает, повезло: удалось найти аккумуляторы по 500 долларов. А на заводе в Сен-Мартене, где производятся яхты класса “Гармония”, коей и является “Чокан Валиханов”, эти батареи предлагаются по одной тысяче евро.
За время простоя потеряли прочность паруса. Их предстоит заменить. А вот их заказать лучше на заводе в Европе. Дешевле, качественнее и надежнее.
Естественно, что работы на яхте произвести дистанционно невозможно. Приходилось летать. И подготовку яхты к сложному переходу через океан тоже не поручишь посторонним людям. Значит, предстоит еще лететь и работать.
Понятно, что, прежде чем действительно появятся деньги на продолжение морской экспедиции, говорить и строить планы можно сколько угодно. Но и финансирование - это лишь часть проекта. Во-первых, в природе ничего не изменилось, и переход через Тихий океан может быть привязан к нашим государственным праздникам и прочим датам весьма условно. “Великое море” по-прежнему лучше всего пройти в летние месяцы.
Во-вторых, в экспедицию идут люди. Значит, речь вновь идет о составе команды. Когда мы говорили с Чулаковым по телефону, они вместе с капитаном лодки Александром Лавриновым вновь составляли смету и маршрут, “укладывали” его в новые сроки и сезонные особенности.
По этому поводу Андрей говорит:
- Я очень рад и благодарен Саше, что он согласился остаться в проекте. Это очень важный момент. Потому что Лавринов, напомню, опытный капитан, руководитель экипажа, флотоводец, на нем сосредоточены многие вопросы.
По составу команды просматриваются неплохие перспективы. В экипаже на ключевых позициях будут только опытные яхтсмены, которые ходят по Каспию, Капшагаю, водили суда и в других морях, участвовали в международных регатах.
Поделился нюансами обстановки и президент ЦАГО Григорий Евсеев. Он сообщает, что в “КазЭнерджи” срочно запросили смету расходов, маршрут и состав экспедиции. Предполагается, что решение о финансировании будет принято еще в апреле. В каком объеме, пока говорить рано. В адрес “КазЭнерджи” направлены три сметы. Первая и самая скромная предполагает лишь обычное завершение кругосветной экспедиции казахстанцев - без широкого освещения проекта в прессе и программ встреч в портах по пути следования (около 800 тысяч долларов). Во вторую смету включены акции по презентации Казахстана в портах и странах по пути следования, освещение проекта отечественными и зарубежными СМИ (1,5 миллиона долларов). Третий вариант, на который в ценах нынешнего времени требуется около 2,5 миллиона долларов, - возрождение программы в полном объеме.
Напомним, что проект предполагалось сделать в формате реалити-шоу. На борту яхты должны были работать ставшие моряками профессионал-телеоператор и режиссер. Все перемещения яхты, суровые будни команды и встречи в портах должны были стать циклом телепередач, которые преследовали бы общеобразовательную, познавательную цель. Сам проект, стартовавший под девизом “Мы открываемся миру - мир открывается нам”, должен был показать этому миру две вещи. Несведущее человечество должно было, во-первых, узнать о такой стране, как Казахстан, во-вторых, понять, что этой самой стране, расположенной внутри материка и не имеющей выхода к океану, по плечу такая сложная акция, как многодневная кругосветная экспедиция.
Идея проекта и сейчас, несмотря на временные проблемы, выглядит очень достойно и привлекательно. Хочется верить, что трудные времена для казахстанской яхты остались в прошлом. |