Ботагоз Омар
Всем привычное мирное “многошерстное” кабельное телевидение не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Оно не только тормозит развитие отечественного ТВ, мешает пропаганде государственного языка, но и представляет угрозу казахстанскому производителю
Осенью правительство намерено внести в парламент первый в Казахстане законопроект, направленный на развитие казахстанского телевидения. Закон “О телерадиовещании в республике Казахстан” сегодня обсуждается в узких профессиональных кругах. Его главное новшество касается регламентации деятельности операторов кабельного телевидения, которые не попадают под сферу влияния действующего в стране Закона “О средствах массовой информации”.
По мнению члена рабочей группы по данному законопроекту, заместителя генерального директора телеканала “Астана” Ильи Пустогачева, в коридорах власти долго обсуждался вопрос о том, нужен ли нам отдельный документ, в котором будут прописаны все “правила игры” для телевизионщиков. “Все участники обсуждения однозначно признали, что закон нужен. Ведь у нас были два закона, которые были основными - Закон “О СМИ” и Закон “О связи”. Постепенно эти законы разошлись, осталось очень много моментов, не оговоренных законодательно”, - отметил он в ходе онлайн-конференции на портале BNews.kz.
Как оказалось, сегодня большинство телевизионных компаний страны столкнулось с вопросом нехватки денежных средств. Все чаще рекламодатели стали обращаться для PR-пропаганды не на телеканалы, а к кабельным операторам, у которых и штата творческих сотрудников нет. А это влечет ряд цепочек, которые в итоге дают некачественный контент.
Стоит говорить о том, что российские СМИ, которые так часто транслируют у нас, не соблюдают нашего законодательства. К примеру, в соседней стране реклама пива разрешена в ночное время. Несмотря на то, что у нас есть прямой запрет на такую пропаганду алкогольных напитков, казахстанцы, просматривающие российские телеканалы, становятся заложниками импортной рекламы. В этой ситуации внакладе остаются отечественные производители пива.
О соблюдении 50-процентного формата вещания на казахском и русском языках не может быть и речи. “Телеканал “Тан”, вещающий в Алматы, имеет 1,5-2 миллиона потенциальных телезрителей. Телекомпания “НТВ”, которая официально у нас в эфире не вещает, имеет больше. Почему телеканал “Тан” покупает авторские права на художественные фильмы для распространения на территории Казахстана, обеспечивает 50 на 50 на казахском и русском языках, а НТВ почему-то этого не делает?” - задается вопросом член рабочей группы по данному законопроекту.
Для решения этих проблем в законопроект планируется ввести норму по обязательному лицензированию физических и юридических лиц, которые осуществляют телерадиовещание по системам кабельного и спутникового, а также по системам интернет-вещания. При этом разработчик в лице Министерства связи и информации предлагает не распространять это требование, если число приемных устройств кабельной и проводной сети не превышает 50 или если зона обслуживания ограничена комплексом зданий и территорией, на которой находится только одно юридическое лицо.
Не менее важное требование - иностранные телекомпании, распространяемые на территории Казахстана, должны пройти систему регистрации в уполномоченном органе.
До осени все эти новшества будут обсуждаться публично с участием широких кругов общественности, затем - в депутатском корпусе.
Астана |