Фарида Галиева
Будет ли вторая волна глобального финансового кризиса? Этот вопрос по-прежнему является актуальным, и эксперты всего мира пытаются на него ответить, чтобы предотвратить панику на финансовом рынке. Поэтому с особым интересом аналитики и все, кто интересуется перспективами развития экономики, ждали прогноза американской Федеральной резервной системы (ФРС).
Прокомментировать его мы попросили директора московского Института проблем глобализации Михаила Делягина
- Федеральная резервная система удивила своим прогнозом многих, заявив о радужных перспективах мировой экономики. Тогда как два месяца назад та же ФРС была довольно пессимистична. Разделяете ли Вы нынешний прогноз?
- Сложно сказать. Особенно после такого стремительного падения курса акций в Японии и паники на мировых биржах. Добавьте к этому неопределенность, связанную с событиями вокруг Ливии и ее нефти. Рост инфляции, по мнению ее экспертов, носит временный характер. То есть они прогнозируют снижение в ближайшем будущем цен на нефть и аграрно-сырьевые товары - ведь цены на все это и являлись основным фактором роста инфляции. Но на чем строятся такие оценки? Непонятно. Если учесть к тому же неблагопрятную ситуацию в экономике самих США.
- Вы имеете в виду темпы роста американской экономики?
- Да хотя бы и темпы. Если учесть опыт этой страны, когда она выходила из предыдущих рецессий, то уже сегодня темпы роста экономики должны быть намного выше. Сейчас же этот рост далеко не оптимален. Сегодня его можно назвать только средним, не иначе. Начиная с 1997 года он оценивается в 2,7 процента. А, как говорят сами же эксперты ФРС, для реального выхода из рецессии он должен быть как минимум в 5 процентов. Это обусловлено по-прежнему низким уровнем деловой активности в США.
- Это “оглушительные” последствия кризиса?
- Скорее всего. Неуверенность в главном секторе американской экономики - финансовом - сегодня угрожающая. Как отмечают многие специалисты, это сказывается даже на объеме денежной массы в США. Хотя, на первый взгляд, это звучит абсурдно. Но, несмотря на то, что сама ФРС произвела в последние месяцы массовый вброс своей валюты в обращение, он оказался явно недостаточной мерой для оживления деловой активности. Потому как банки по-прежнему боятся кредитовать экономику и давать займы мелкому и среднему бизнесу.
- А как, по Вашему мнению, скажутся последние события в мире на перспективах мировой экономики?
- Достаточно упомянуть одну лишь Японию, которая и без того трудно выходила из кризиса. Добавить к этому упомянутую мной Ливию, события вокруг которой неизбежно скажутся на Европе. А ведь европейцы не оправились ни от “греческого потрясения”, ни от ирландского. А тут грядет и португальский вопрос - эта страна также неизбежно будет нуждаться в помощи ЕС. Кроме того, сегодня гадают - а какой в этом году будет инфляция в Китае на фоне происходящего? В общем, всемирная неопределенность, - так можно охарактеризовать нынешнюю ситуацию в мировой экономике.
- И последний вопрос: как все это может сказаться на экономике таких стран, как Казахстан?
- Если говорить объективно, то ни для России, ни для Казахстана в случае нового падения мировой экономики ничего хорошего не будет. А такое падение вполне, повторяю, возможно, несмотря на прогноз ФРС. И если подобное все же произойдет, неизбежно снизится спрос на сырье, в том числе и на углеводороды. А что это означает для наших стран, думаю, пояснять не нужно. |