|
Алла Иванилова
Соглашаясь с утверждением “если у тебя есть скважина, то жизнь твоя налажена”, представители отечественного малого и среднего бизнеса в свое время ринулись в нефтеразведку, получив у государства лицензии на небольшие контрактные участки. Небольшие - порой аккурат на одну скважину. Однако тягаться с крупными игроками на этом рынке они не могут, а государство, декларируя новую нефтяную политику, поблажек никому не дает
В стране и за ее пределами заметили: Казахстан стал вести жесткую нефтяную политику. Выгоду от нее и “снимание сливок” в первую очередь получит бюджет. Некоторые наблюдатели сравнивают сегодняшний период с 1997 годом, когда премьером был Нурлан Балгимбаев. В то время иностранные компании в нефтяном бизнесе были подвержены систематическому давлению со стороны государства, которое вынуждало их покидать страну, позволяя тем самым ведущей на тот момент компании “Казахойл” занять лидирующую позицию на рынке. Однако сейчас притесняют не только зарубежные, но и отечественные компании, особенно мелкие.
Сегодня, с учетом возросших мировых цен на нефть, каждый хочет иметь свою скважину. В последнее время наметилась тенденция прихода на этот рынок малых нефтяных компаний. Они покупают права на разведку небольших участков, но из-за финансовых трудностей не успевают их осваивать. Пробурить скважину в среднем стоит 30 миллионов долларов, и не каждая малая нефтяная компания может понести такие затраты. Поэтому многие из них кооперируются и, таким образом, выходят из ситуации.
Остальные же, не успевшие этого сделать, попадают в немилость государства. Сегодня за неисполнение условий контрактов на недропользование предусмотрено лишь две меры наказания: штраф в соответствии со ст. 275 Административного кодекса и расторжение контракта в соответствии с Законом “О недрах и недропользовании”. Порой чиновники затрудняются, какое из двух наказаний выбрать, поскольку первое ввиду незначительности не является действенным, а второе не всегда адекватно тяжести нарушения.
Однако, выбирая из двух зол, власти склоняются к более жесткому спросу - расторжению контракта с недропользователями. Возвращая таким способом некогда проданные участки государству, а затем распределяя их между холдингом “Самрук” и региональными СПК.
Министерство энергетики и минеральных ресурсов в минувшем году провело мониторинг 831 объекта. В ходе проверки выяснилось, что исполнение финансовых обязательств на сто процентов было обеспечено лишь по 454 контрактам. По 97 контрактам, которые были расторгнуты, исполнено менее чем 30 процентов взятых на себя недропользователями обязанностей. Кроме того, в адрес еще 182 компаний были направлены уведомления о нарушении контрактных обязательств и лицензионных условий.
Конечно, договор дороже денег. Однако, на наш взгляд, государство должно более лояльно относиться к малому нефтяному бизнесу и понимать, что ему трудно в таких условиях сразу встать на ноги. Необходимо дать какое-то время, и тогда результат не заставит себя ждать. Возможно, даже разработать какой-то правовой механизм в пользу небольших нефтяных компаний, которые на собственные средства сегодня осваивают участки. А то получается так, что, например, для помощи банкам и стройкомпаниям, попавшим в кризис из-за того, что слишком увлекались авантюрами с заемными средствами, у государства нашлись 4 миллиарда долларов. Тогда как для поддержки среднего класса, вкладывающего в реальный сектор реальные и свои же деньги, у правительства нет даже доброго слова (то есть хотя бы щадящих правил). К примеру: если у отечественного инвестора не хватило средств на разработку месторождения, он вполне мог бы привлечь соинвестора, поделившись частью бизнеса. Однако сегодня это делать запрещено, продать бизнес можно лишь государственному “Казмунайгазу”. Или лишиться его вовсе.
Понятно, что таким образом власти адресуют вполне прозрачные намеки иностранным компаниям: бьют своих, чтоб чужие боялись. Но, сдается, метод они выбрали не лучший: не там, не на среднем классе, нужно отрабатывать “болевые приемы”.
Между тем власти не собираются делать никому поблажки - будь то маленькая или крупная нефтяная компания. Наоборот, условия будут только ужесточаться. В Минфине заверяют, что налоговая нагрузка на нефтедобывающие компании в Казахстане после принятия нового Налогового кодекса по-прежнему будет ниже, чем в России. И, хотя сегодня у наших соседей она составляет от 60-65 процентов, при этом инвестиционный климат в стране не ухудшился. И желающих прийти работать в Россию, заплатить огромные деньги за лицензию и бурить не уменьшилось.
Международное рейтинговое агентство Fitch считает: если государство и впредь будет поддерживать агрессивную финансовую политику для увеличения своего участия в отрасли, это может негативно сказаться на кредитоспособности компаний.
Кроме того, повышение роли государства может привести к уменьшению прозрачности. В то же время Fitch констатирует: необходимо поддерживать баланс между наличием ресурсов и способностью разрабатывать их без поддержки из-за рубежа. Только как это сделать, если отечественное правительство не дает возможности “развернуться” малому нефтяному бизнесу в стране?
Астана |