|
Алла Иванилова
Вчера в столице был переизбыток сельских гостей - в Астану на республиканскую конференцию приехали фермеры со всего Казахстана. Там выяснилось: пока чиновники рисуют радужные перспективы по развитию аграрного комплекса, фермеры с опаской смотрят в будущее и сомневаются, что при сегодняшнем подходе Казахстан чего-то добьется
Так, например, в последнее время высказываются сомнения относительно того, что Казахстан сможет стать крупным экспортером мяса. Причина тому - нехватка пастбищ. Если сегодня не найти “лишние” угодья, то программа развития животноводческой отрасли “зависнет”, а племенной скот вымрет от голода. Чиновники почему-то упорно не замечают эту проблему. Хотя глава государства дал поручение внести в Земельный кодекс позицию об изъятии земель под сенокосные пастбища там, где они используются не по назначению, однако ни в Агентстве по земельным ресурсам, ни в аграрном комитете мажилиса парламента не видят смысла прописывать эту норму.
Но главное, фермеры сомневаются, что при сегодняшнем подходе поручение главы государства о повышении производительности труда в сельском хозяйстве к 2014 году в два раза, а к 2020 году в четыре раза будет выполнено. Ведь у нас в “почете” крупные сельскохозяйственные компании.
Тогда как, по словам президента Союза фермеров Казахстана Ауезхана Даринова, мировой опыт показывает, что самые эффективные и конкурентоспособные силы - это мелкотоварные крестьянско-фермерские хозяйства. Если им предоставить финансовые средства и современную технику, то, как считает глава фермерского объединения, они не только выполнят, но и перевыполнят задачу президента. “Я думаю, что в результате этого, как и за рубежом, у нас появится феномен “перепроизводства”. Однако мы реалисты, а не мечтатели. Поэтому мы считаем, что при существующей системе, когда политика ориентирована только на крупные холдинги, поставленная задача находится под большим вопросом”, - отметил Ауезхан Даринов. Такая политика была присуща социализму с его совхозами и колхозами. В то время сельское хозяйство называли “большой черной дырой”, куда безрезультатно уходили огромные бюджетные деньги, а в результате был дефицит продуктов питания.
Сегодня во всех развитых странах, где работают мелкие фермеры, имеется изобилие сельскохозяйственной продукции с периодическим ее перепроизводством. Так, в США и Германии 30-50 гектаров пашни - это среднестатистическое фермерское хозяйство, которое оснащено полным набором сельскохозяйственной техники. Как они добились этого? Все просто - в этих странах есть мощные союзы и ассоциации, которые отстаивают права фермеров. Бюро Союза американских фермеров по рейтингу исследовательских институтов входит в пятерку самых влиятельных групп-лоббистов. С их мнением считается президент страны, а часть конгрессменов представляет их интересы в парламенте. У нас, к сожалению, крупный сельский бизнес более организован, чем фермеры. Поэтому их представители заседают в стенах парламента, а аффилированные лица работают в государственных структурах. “Естественно, что, лоббируя свои интересы в государственных и представительных органах власти, они принимают нужные им законы и подзаконные акты, определяют параметры стратегии развития сельского хозяйства”, - считает президент фермеров.
Это касается тех же субсидий. Если говорить конкретно о цифрах, то в прошлом году фермеры Казахстана получили субсидию в размере 350 тенге, или 2,4 доллара на 1 гектар пашни. В то время как фермеры стран Евросоюза - 360 евро, или 490 долларов. Сегодня казахстанский крестьянин, имеющий 500 гектаров посевных площадей, получит лишь 175 тысяч тенге субсидии, или 1200 долларов. В ЕС - субсидию, эквивалентную 245 тысячам долларов. Европейский фермер на средства, выделенные на ГСМ, может купить трактор или комбайн, приобрести запчасти, а также без проблем применять наисовременнейшие технологии.
Картина такова, что сегодня на минимальную базовую субсидию обречено большинство сельхозтоваропроизводителей, поскольку у них нет навороченной техники и дорогостоящих гербицидов. Повышенные субсидии достаются представителям крупного сельского бизнеса, имеющим в своем распоряжении от 100 тысяч до миллиона гектаров пашни и располагающими на них современными техническими ресурсами. “Получается, что с помощью государства богатые богатеют, а бедные становятся еще беднее. Спрашивается, где справедливость и куда делись принципы равенства и равнодоступности мер господдержки?” - вопрошает глава фермерского объединения. А ведь эти принципы прописаны в Законе “О частном предпринимательстве”.
Выход из сложившейся ситуации фермеры видят пока один - объединяться в кооперативы. В свое время государство выступило с такой инициативой. Были разработаны соответствующие законы и меры господдержки. Однако процесс не пошел. По данным акиматов, за 5 лет создано всего 200 сельских кооперативов, а по данным Налогового комитета - 1430. “В любом случае это мизер, который не делает погоду. Тем более что большинство не работает, а существует только на бумаге”, - отметил президент Союза фермеров.
По мнению сельчан, чиновники подошли к этому вопросу формально. “Приманкой” послужили льготные кредиты и преференции, а также специальный налоговый режим. “Поскольку фермеры - народ ушлый и много раз битый, они с недоверием отнеслись к самой идее. И надо отметить, что интуиция их не подвела, так как созданные сельские кооперативы в полной мере испытали на себе все “прелести” мер господдержки”, - констатировал Даринов. В частности, желание получить предусмотренные законом льготные кредиты для развития производства не всегда совпадали с желанием и требованиями финансовых институтов. Бюрократические “проволочки” и искусственно созданные препоны создали для новоявленных кооперативщиков массу проблем. Заявки на получение льготных кредитов рассматривались месяцами, а иногда даже годами. При этом требовалась уйма документов. Подсчитано, что фермер на оформление и предоставление более 30 документов тратит не менее 500-700 тысяч тенге. И нет никакой гарантии, что ему дадут льготный кредит.
Крестьянские хозяйства считают, что в кооперативное движение необходимо вдохнуть вторую жизнь, а для этого потребуется пересмотреть законодательную базу и создать новые механизмы государственной поддержки.
Решать все эти задачи необходимо уже сейчас, когда во всем мире возрастает дефицит продовольствия. Фермеры обещают, что не останутся в долгу, если государство их поддержит.
Астана |