|
Юлиана Жихорь
Во вторник экзамен на знание государственного языка провалил еще один самовыдвиженец - безработный житель Астаны Канат Есжанов, допустивший “очень много ошибок”. “36 ошибок в письменной работе... Кандидат в чтении художественного текста очень затруднялся, третий вопрос - достижения казахстанского спорта. Кандидат сразу спросил, можно ли взять второй билет, отвечал очень плохо, вместо 15 минут говорил где-то в пределах 6 минут на смешанном языке”, - резюмировали в лингвистической комиссии. Как следствие, ЦИК вынес решение - Есжанов на роль кандидата в президенты не годится. Сам Есжанов не согласен с решением комиссии, но обжаловать его не будет, считая это бесполезным занятием
“Все знают, что например, в Америке и актер может быть президентом, у них, я думаю, такой экзамен не принимают, это (должность президента) же не преподаватель казахского языка”, - озвучил он свое отношение к ситуации с госэкзаменом. Зато у нас выдвигаться в президенты может каждый желающий. Что, впрочем, отечественный электорат наблюдает всякие выборы. Порой складывается ощущение, что в ЦИК идут сдавать документы люди, которым просто хочется в старости рассказывать внукам: “А вот когда я баллотировался в президенты страны...” Ведь подавляющее число выдвиженцев (вне зависимости от партии они или нет) последнее десятилетие - заранее проигрышный вариант.
Достаточно вспомнить прошлые президентские выборы - из 15 подавших документы на “соискание” президентства звание кандидата получили лишь пятеро: Назарбаев, Туякбай, Байменов, Абылкасымов, Елеусизов. (Остальные выбыли из предвыборной гонки по причине отсутствия идентификационного соответствия.) Причем последние четверо, согласно официальным данным ЦИК, не набрали даже 7 процентов голосов (самым популярным из них оказался Туякбай с 6,61 процента).
Так и в этот раз. За 10 дней документы в ЦИК принесли 11 претендентов, в том числе и пенсионерка, которая, правда, через день сняла свою кандидатуру. Из претендентов трое уже выбыли. Уалихан Кайсаров, первым провалившийся перед лингвистами, даже оспаривает свои познания в Верховном суде. А Амантай-кажи проигнорировал экзамен, заявив: “Если бы в сегодняшних условиях в президенты Казахстана баллотировался пророк Мухаммед, то он бы не прошел”.
Если же говорить о более или менее известных персоналиях, то их участие (или неучастие) в предвыборной гонке тоже ставит много вопросов. Так, например, коммунисты, выдвинувшие Жамбыла Ахметбекова, на победу и не рассчитывают. Кандидат от КНПК сразу после решения съезда по его кандидатуре говорил перед журналистами не о программе партии, а о загробной жизни, сравнивая себя, впрочем, с Назарбаевым: “Думаю, что мы одинаково попадем в рай вместе с Назарбаевым, потому что есть такая поговорка, что мусульманин, воспитавший троих дочерей, обязательно попадет в рай. Он попадает, у него трое дочерей, но я немного дальше, потому что у меня четыре дочери”. Видимо, это единственное опережение, в котором коммунисты (к слову, они ведь вроде должны быть атеисты) уверены.
А две известные в Казахстане партии - “Ак жол” и “Азат” - и вовсе избрали политику стороннего наблюдения.
Странный выбор. Ведь оппозиция, наверное, могла бы, составив конкуренцию действующей власти, набрать какие-то политические очки на будущее, на перспективу парламентских выборов 2012 года. Правда, лишь в том случае, если она смогла бы наконец преодолеть разноголосицу и борьбу за первенство в собственных рядах. А главное, найти внутри себя харизматическую личность, способную увлечь за собой.
Пока же единственным пассионарием остается действующий президент. Ведь стабильность - это тоже вызов.
Астана |