|
Алла Иванилова
Государственные мужи намерены не только усилить административную и уголовную ответственность за экологические нарушения, но и заставить природопользователей очистить страну от отходов
Накануне в мажилисе парламента были презентованы поправки в некоторые законодательные акты по экологическим вопросам. Данный законопроект направлен на развитие экологически чистых производств, снижение объемов эмиссий, а также на эффективное противодействие экологическим правонарушениям и усиление ответственности за совершение преступлений против природы. Предлагается внести поправки в Экологический, Уголовный, Административный, Налоговый и Бюджетный кодексы.
“В первую очередь законопроект направлен на решение серьезной экологической проблемы - возрастания объемов накопленных отходов”, - отметил министр охраны окружающей среды Нургали Ашимов, представляя депутатам законопроект.
На протяжении многих лет объемы отходов в республике не уменьшаются, а наоборот, возрастают. В настоящее время в стране накоплено более 22 миллиардов тонн. Из них опасных - свыше 7 миллиардов. Динамика образования отходов за последние три года показывает, что в среднем ежегодно утилизируется всего лишь 20 процентов, а порядка 500 миллионов тонн остается в накопленных объемах. В Министерстве охраны окружающей среды предупреждают: при такой тенденции к 2020 году ожидается накопление 28 миллиардов тонн отходов.
Почему же страна превратилась в свалку для отходов?
Ответ прост: из-за несовершенства законодательной базы предприятиям выгоднее платить за размещение отходов, чем предпринимать какие-то меры по их утилизации и использованию. Природопользователи не несут материальной ответственности и не компенсируют наносимый ущерб.
Этот пробел чиновники решили восполнить. В разработанном законопроекте предлагается воздействовать на предприятия, чтобы у тех появилось желание развивать безотходное производство. В частности, природопользователей обяжут разработать программу по управлению отходами, а в Налоговый кодекс введут дополнительные ставки платы за весь накопленный объем отходов, которые начнут действовать с 1 января 2013 года. Но министр предупредил: “Здесь такого нет, что с 1 января 2013 года раз - и мы всех начинаем хлопать”. В период разработки и выполнения утвержденной программы предприятия не будут облагаться предусмотренными платежами.
Каждое предприятие указывает, с какого срока начнет перерабатывать отходы. “Если оно с 2016 года, как указало в программе, все перерабатывает, то платит ноль, но если оно в каком-то году срывается и перестает перерабатывать - ему сразу штраф плюс Налоговый комитет “десятикратку” врубает за то, что нарушило программу”, - объяснил глава МООС. В ведомстве считают, что 2013 год - это вполне оптимальный срок. За оставшиеся два года можно успеть не только разработать программу, но и “подтянуть” финансы.
В министерстве пошли на компромисс и разрешили предприятиям не перерабатывать те отходы, которые для этого не подходят. “Те, которые можно переработать, они переработают, те которые нельзя переработать, должны захоронить и сверху сделать рекультивацию земель”, - отметил Нургали Ашимов.
Подобная политика по развитию безотходного производства хорошо зарекомендовала себя в зарубежных странах. Кроме того, такие жесткие меры в свое время привели к прекращению роста и снижению накопленных объемов серы на предприятиях “Тенгизшевройл”, а также позволили улучшить статистику по сжиганию попутного газа. “Предприятия стали делать инвестиции, перерабатывать газ, производить электроэнергию”, - констатировал главный эколог страны. В ведомстве уверены, что благодаря внедрению такого механизма количество накопленных отходов в Казахстане значительно снизится к 2020 году. И это “потянет вперед отечественную науку”, поскольку сейчас в стране много невостребованных технологий по переработке.
Однако депутаты считают, что не совсем правильно воспитывать бережное отношение к природе методом “кнута”. “Я не усмотрел в проекте закона метод “пряника”, - отметил Валерий Котович. Но министр заверил, что “пряников” у предпринимателей достаточно. “Моя точка зрения: у предприятий сегодня и так достаточно “пряников”. А самый большой “пряник”, что они бесплатно взяли это и сейчас будут бесплатно перерабатывать”, - заявил Нургали Ашимов.
Еще одна цель законопроекта - усилить госрегулирование в сфере выбросов и поглощения парниковых газов. Для этого вводится механизм распределения квот на выбросы парниковых газов. Начиная с 2011 года все природопользователи, имеющие выбросы парниковых газов свыше 20 тысяч тонн в год, будут получать соответствующую квоту. Они будут выдаваться на основе национального плана распределения, утверждаемого правительством. Природопользователи, имеющие выбросы парниковых газов до 20 тысяч тонн, не могут вести торговлю квотами, но им будет предоставлено право на привлечение инвестиций для решения этих проблем. Все проекты по сокращению выбросов парниковых газов пройдут экспертизу на соответствие международным стандартам, а их реализация, как и квот, будет производиться на организованных товарных биржах.
Чтобы усилить ответственность природопользователей за выполнение экотребований, были внесены поправки в Уголовный и Административный кодексы. “Уголовные нормы на сегодняшний день не работают. Из 18 статей за экологические преступления реальное применение находят только 3-4, и только за браконьерство. За последние пять лет, несмотря на многочисленные грубейшие нарушения законодательства, ни один из виновных не привлечен к уголовной ответственности”, - констатировал министр охраны окружающей среды.
Для исправления этой ситуации законопроектом вводится критерий - нанесение особо крупного ущерба окружающей среде (в 50 раз превышающий МРП). Как уверены разработчики, эти поправки обеспечат выполнение требований и норм Экологического кодекса. Кроме того, в кодекс введут новые экологические требования, направленные на реализацию международных экологических конвенций, ратифицированных Казахстаном.
Астана |