Юлиана Жихорь
Передел дел
Парламентарии восхищаются достижениями Казахстана. И требуют развиваться дальше в экономически выгодном русле
“Сегодня мы одна из наиболее динамично развивающихся стран мира. Мы решаем проблемы безработицы, повысили пенсии, заработную плату, в нашу страну инвестируют огромные капиталы, мы проводим мероприятия мировых масштабов, о нас узнает мир и с нами начинает считаться мировое сообщество”, - выразил общее мнение депутатов парламента и не только мажилисмен
Ирак Елекеев. Но, по его мнению, мы могли бы развиваться еще лучше, если бы вся казахстанская нефть была в казахстанских руках.
По его подсчетам, суммарная доля Казахстана в договорах о разделе продукции в проектах по добыче углеводородов в разы меньше, чем доля иностранных компаний. И это “несправедливо”. “Да, действительно, в 1991-1995 годах мы были вынуждены подписать кабальные для нас контракты, так как время диктовало жесткие условия. Но сегодня уже другие времена, и Казахстан правомочен диктовать иностранным компаниям свои условия, направленные на увеличение доли Казахстана в соглашениях по разделу продукции”, - заявил депутат.
Мажилисмен приводит в пример политику латиноамериканских стран, направленную на доминирование государственных интересов и национальных компаний в нефтяном бизнесе, “вплоть до национализации месторождений”. Ему импонирует также пример Норвегии и Китая, реализацией проектов в нефтяной отрасли которых занимается исключительно нацкомпания. “А чем мы хуже Норвегии или Китая?” - вопросил Елекеев. И потребовал от премьера провести “полный анализ контрактов, заключенных в 1991-1997 годах, направленный на пересмотр доли Казахстана в соглашениях о разделе продукции”. А заодно ужесточить экологический и налоговый контроль за иностранными компаниями от нефтянки, наказывая их за нарушения “самыми жестокими мерами”. Одновременно с этим депутат предлагает “активно выкупать” у иностранных инвесторов доли в месторождениях, отказываясь в будущем от схемы СРП, создав “более удобную форму, основанную на паритетных началах”.
Тем временем другой депутат - Танирберген Бердонгаров - выступает против некоего СП, де-факто созданного доминантами рынка сотой связи и установленных им чрезмерно высоких тарифов на свои услуги. “Пользуясь своим доминирующим положением, они определили цену за звонок на мобильный их абонента почти в 18 тенге за минуту (Это и есть цена за интерконнект.), - сообщил депутат в своем запросе на имя министра связи и информации. - Эта ставка не рассчитывается государственным органом и была достигнута в ходе взаимного сговора. Таких цен интерконекта в соседних государствах нет”.
Законы конкуренции в казахстанской сотовой сети не работают только по одной причине: “Потому что для “К’села” и “Билайна” понижение издавна установившихся тарифов - это урон объемам их экстраприбыли. А “Пасворд”, “Далаком” или “Нео” никогда не смогут дать тариф ниже цены, навязанной монополистами за общение с их абонентами”. “Если здесь не вмешается уполномоченный орган по защите конкуренции, то сложившаяся ситуация еще долго будет опустошать кошельки наших граждан”, - делает вывод депутат. И опровергает возможные доводы, что дешевле - не выгодно.
Бердонгаров предлагает с помощью антимонопольного законодательства снизить ставку на интерконект монополистов не на 40 процентов в течение 4 лет, а на 75, “доведя его до общемировых показателей и уровня цен, реально существующих в Казахстане между другими казахстанскими операторами”.
Пока одни депутаты просят вмешаться, другие просят посмотреть решения прошлых лет. Хотя бы в части регулирования частного бизнеса. За 20 лет в стране накопилось 19 тысяч актов Кабмина, 3200 актов центральных и 9800 актов местных госорганов. Всего же юридическую силу имеют 32 тысячи подзаконных актов. Принятые в разные годы, они в то время, может, и отвечали нуждам страны и требованиям действующего законодательства, но сейчас некоторые из них противоречат вышестоящим документам. Другие утратили значимость, третьи создают поле для коррупции при отсутствии условий для конкуренции. В общем, делает вывод депутат Жакып Асанов, требуется провести “неформальную ревизию”.
Астана |