Александр Крученых из Атырау
Возможность баснословного и быстрого заработка привела к разгулу браконьерства на Каспии. Браконьеры перевооружаются и придумывают все более ухищренные схемы преступного бизнеса. Тем временем популяция осетровых близка к полному исчезновению
На днях городской суд Атырау вынес приговор в отношении четырех дагестанцев, которые в октябре прошлого года были задержаны за незаконный лов осетровых рыб в казахстанских территориальных водах. Каждый из браконьеров осужден на один год лишения свободы, штраф в пользу государства, который должны выплатить рыбаки из солнечной республики, - порядка семисот тысяч тенге.
К сожалению, такие сообщения из Атырауской области давно перестали кого-либо удивлять - случай, так сказать, обыденный. Браконьеры чувствуют себя на Каспии по-хозяйски. Чего стоит прошлогодняя ночная перестрелка между жителями Дагестана и казахстанскими правоохранителями!
Браконьеры протаранили лодку, в результате чего один из сотрудников водной полиции ударился о подвесные моторы и вылетел за борт (к счастью, его спасли). В ходе перестрелки один из браконьеров был убит на месте, второй скончался по пути в больницу от полученных ранений. У “бракашей” изъяли одну боевую гранату, приборы спутниковой навигации, около 50 килограммов красной рыбы, черную икру. Тринадцать иностранцев были взяты под стражу.
Дело, как было сказано, закончилось судом и приговором. Однако приведенный случай говорит и о том, что браконьеры чувствуют себя в казахстанском секторе Каспия весьма вольготно. Браконьерство в Урало-Каспийском бассейне приобрело небывалый размах. Объем преступного вылова в несколько раз превышает государственный лимит на вылов осетровых. На конец 2010 года в Атырауской области было возбуждено свыше 130 уголовных дел по фактам незаконной добычи водных животных и приобретения рыбы и рыбной продукции, добытой преступным путем, из незаконного оборота изъято 110,3 тонны рыб частиковых и осетровых пород.
Темпы сокращения популяции осетровых в Урало-Каспийском бассейне чудовищны: запасы осетровых рыб в Казахстане, начиная с 70-х годов прошлого века, сократились в разы. Только промышленные запасы белуги за последние пять лет снизились вдвое.
Браконьеры модернизировали свое техническое оснащение. К их услугам мощные плавательные средства, новейшие средства связи, которых зачастую нет у рыбоохраны. Используя изощренные методы лова, запрещенные орудия, они почти полностью истребляют рыбу. Наиболее часто в “сети” рыбоохраны попадаются жители Дагестана и Калмыкии.
Икорный промысел, как и любой другой высокоприбыльный бизнес, подвержен сильному влиянию теневой экономики. Возможность баснословного и быстрого заработка способствуют вовлечению большого количества людей в браконьерскую деятельность в регионе. А преступные схемы становятся все более ухищренными. В Атырауской области есть целые поселки, жители которых живут исключительно браконьерством.
Конечно, нельзя винить в снижении популяции рыбы исключительно браконьеров. Другая напасть - загрязнение окружающей среды. Почти каждый год в акватории Каспийского моря регистрируются факты массовой гибели водных животных. За период с 2006 по 2009 год зарегистрированы факты гибели 2143 рыб осетровых пород и 1293 тюленей. Кстати, сумма ущерба от гибели рыб составила 206,7 миллиона тенге, что значительно превышает сумму ущерба, нанесенного браконьерством за этот же период.
Как рассказал “НП” атырауский природоохранный прокурор Аршат Тайтуллин, одной из причин гибели водных животных могут быть выбросы сероводорода, метана или других сопутствующих газов, которые выделяются при разведке и добыче углеводородов.
К тому же нависла реальная угроза гибели естественных условий для размножения рыб осетровых пород (из всех рек, впадающих в Каспий, они сохранились только на Урале).
Согласно недавнему исследованию специалистов атырауского филиала Казахского научно-исследовательского института рыбного хозяйства (КазНИИРХ), из насчитываемых 68 нерестилищ на реке Урал только тринадцать нерестилищ считаются эффективными. И это полбеды - добраться до сохранившихся нерестилищ рыбам осетровых пород практически не удается из-за мелководья.
И глобальная проблема - неопределенный статус Каспийского моря. По казахстанским законам на Каспийском море определена государственная граница Казахстана, удаленная от берега Казахстана на расстоянии 12 морских миль (22,2 километра). Однако в законодательстве нет нормативного документа, определяющего ее прохождение по конкретным координатам. Это приводит к тому, что в отношении нарушителей морской границы проблематично применить нормы как уголовного, так и административного кодексов.
К тому же установление государственной границы Республики Казахстан является односторонней мерой, принятой Казахстаном, но официально не согласованной с другими Прикаспийскими странами. Все это приводит к тому, что браконьеры, задержанные в нейтральных водах, избегают наказания. |