Ботагоз Омар
Удешевленное сырье для двух отечественных НПЗ из России будет поставляться еще на протяжении трех лет, несмотря на то, что этот шаг обходится нашему соседу в ежегодные потери на сумму более двух миллиардов долларов. За это время мы решим вопросы транспортировки казахстанской сырой нефти на наши заводы.
Как подчеркнул в своем докладе главный нефтяник страны Сауат Мынбаев, выступивший вчера на расширенном заседании коллегии своего ведомства, нынешний год является годом вхождения в Единое экономическое пространство (ЕЭП). При этом правительству страны удалось сохранить поставки российской нефти на Павлодарский и частично на Шымкентский нефтеперерабатывающие заводы до 1 января 2014 года в размере до 7 миллионов тонн ежегодно.
Министр сообщил, что российская сторона настаивала на отмене этой позиции. Ведь наша страна ежегодно добывает около 80 миллионов тонн сырой нефти, из которых 73 отправляется на экспорт. То есть нетрудно посчитать, что на внутренний рынок у нас идет всего 7 миллионов тонн черного золота, тогда как потребность в этом виде сырья составляет 13 миллионов.
“С какой стати российская сторона должна поставлять 6 миллионов тонн на внутренний рынок Казахстана без экспортной пошлины?” - передал министр возмущение его российских коллег и сам же ответил, что этот вопрос нужно рассматривать вкупе с другими вопросами по созданию ЕЭП.
“Все это время нам надо использовать на то, чтобы создать систему по поставкам отечественной нефти на наши НПЗ. Соответствующий план подготовлен, он предполагает увеличение мощностей трубопроводного транспорта”, - поделился планами своего ведомства министр.
Второй результат интеграции - изменение цен на нефтепродукты, ведь с первого июля текущего года таможенные посты между странами-участницами Таможенного союза перестанут функционировать. “Это означает равные или почти равные цены на нефтепродукты России и Казахстана, но это не должно означать возврат к ранее существовавшей системе, по сути, неполного контроля и за поставками, и за ценами на внутреннем рынке”, - добавил он.
В этом контексте, пользуясь присутствием депутатов, министр попросил парламентариев ускорить принятие закона, который призван урегулировать эти вопросы.
Отдельный вопрос касается деятельности недропользователей. Всего в прошлом году Министерство нефти и газа было вынуждено расторгнуть 28 контрактов с ними. Основной причиной является неисполнение финансовых обязательств. В итоге на начало этого года количество действующих контрактов на недропользование в Казахстане составило 206. Из них 70 разведочных, 68 совмещенных, 52 добычных и 16 СРП.
Главным примером неэффективности планов, заявленных недропользователями, служит крупнейший проект Кашаган. Главный нефтяник страны недвусмысленно заявил, что его ведомство не будет утверждать концепцию второго этапа освоения Кашаганского месторождения из-за ее неэффективности. Представленная подрядчиком концепция второго этапа освоения данного проекта оказалась несостоятельной с экономической точки зрения.
“Вопросов оперативного управления много, но они решаются в рабочем порядке. Труднее со вторым этапом Кашагана”, - сообщил министр нефти и газа. “Как дальше будет развиваться - посмотрим”, - отметил он, добавив, что по Кашагану реализуется стадия так называемой опытно-промышленной разработки, которая будет продолжаться до 2013 года.
Астана |