|
Анна Шелепова
За три года работы горячей линии общественного фонда “Амансаулык” от казахстанцев, недовольных качеством медицинских услуг, поступило 11 345 жалоб. И это только от тех, кто решился публично заявить о проблемах, с которыми столкнулся в поликлиниках или больницах
В Алматы состоялись общественные слушания, информационным поводом для которых послужила нелепая, но реальная история из жизни алматинца. Рассказывает глава общественного фонда “Џлаѕатты жанџя” Марианна Гурина: “Молодому человеку удалили желчный пузырь. За операцию он заплатил 60 тысяч тенге. Дали выписку, в которой было указано, что операция выполнена удачно, желчный пузырь удален, но через полгода у него начались приступы. Врачи службы Скорой медицинской помощи поставили диагноз - приступы желчного пузыря. УЗИ подтвердило, что желчный пузырь остался на месте”...
Дальше, по словам Марианны Гуриной, произошло самое невероятное. В суд на больного подал врач. Он потребовал 20 миллионов тенге за моральный ущерб от газеты, которая написала правдивые факты, и 500 тысяч тенге от больного! Суд присудил возмещение морального ущерба врачу от газеты - 15 миллионов тенге, от больного, у которого остался желчный пузырь, - 50 тысяч тенге.
Рассказывает Гульшара Удмурзина, президент общественного фонда “Активное долголетие”: “Недавно в Восточно-Казахстанской области прокуратура устроила проверку в медицинских учреждениях, и оказалось, что в хосписе оборудована VIP-сауна, где принимали процедуры главный врач, его семья и его гости... Сауна действовала 20 лет! А где была прокуратура до этого? А вот еще случай - на блог министра здравоохранения Казахстана, видимо, от отчаяния прислали вопрос: “Сколько надо заплатить врачу, чтобы он принял роды или положил на сохранение”?
Комментирует Бахыт Туменова, директор общественного фонда “Амансаулык”:
“Сегодня в Казахстане нет четкой формулировки, что такое врачебная ошибка, что такое поборы, что такое коррупция в медицине. За три года к нам поступило 11 345 обращений только по медикосанитарным проблемам. Много это или мало? Я считаю - много, так как одним из условий была открытость - люди должны были называть себя, проявляя свою гражданскую позицию”.
По словам Бахыт Туменовой, половина жалоб была исключительно на хамство и невнимательность со стороны врачей. Вторая половина - на отсутствие гарантированных бесплатных услуг и поборы.
“Из года в год государство выделяет все больше и больше средств на оказание медицинских услуг и лекарственное обеспечение, приступило ко второму этапу реформирования системы здравоохранения, - продолжает собеседница. - Большая часть этих средств пошла не на радикальное повышение заработной платы медицинских работников и укрепление их социального и профессионального статуса, а на вторичные проблемы, такие, как ремонт, строительство учреждений здравоохранения и на приобретение простаивающего дорогостоящего оборудования. Не получила реальной поддержки и развития первичная медико-санитарная помощь, которая должна была стать главной опорой в обеспечении сохранения здоровья граждан Казахстана и естественным регулятором уменьшения востребованности стационарной помощи”.
“Сегодня существует “ложная медицинская корпоративность”, - говорит и Бахыт Туменова. - Это показал вопиющий случай, когда врачи, пытаясь прикрыть друг друга, бросают пациента... От этого пациенты гибнут, становятся инвалидами. В медицинских организациях Казахстана повсеместно распространены халатность, грубость, попустительское отношение со стороны медицинского персонала, поборы и вымогательства в поликлиниках и стационарах”.
Учитывая беспрецедентный случай гражданина Данилова, когда пациент обвиняет врача, а врач пациента, вызвавший большой резонанс в обществе и медицинских кругах, участники общественных слушаний приняли решение о передаче материалов дела в Комиссию по правам человека при президенте Республики Казахстан с просьбой рассмотреть возможность провести через детектор лжи участников судебного процесса: оперировавшего врача Келдыбаева, пациента Данилова (дал свое согласие участникам общественных слушаний. - “НП”), двух врачей-свидетелей, судью.
Также дело передадут в Комитет контроля качества медицинской и фармацевтической деятельности Минздрава для проведения повторной экспертной оценки случая, Ассоциацию независимых экспертов для проведения экспертизы, Генеральную прокуратуру для вынесения протеста на решение суда первой инстанции.
Торегельды Шарманов, академик НАН РК, член Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения предложил перенимать опыт развитых государств: “В США давно существует адвокатура, специалисты которой занимаются правами пациентов”. По словам академика, за малейшую халатность пациенты подают в суд на врачей, и, видимо, это одна из причин, по которой американская медицинская система считается наиболее качественной в мире. |