Ботагоз Омар
Чиновники наконец пришли к выводу, что для реального решения экологических проблем нужно сконцентрироваться не на всех сразу, а на точечных вопросах и брать не количеством, а качеством. Однако даже главный эколог страны затрудняется ответить на вопрос, что нужно сделать в первую очередь
Выступив на недавней коллегии Министерства охраны окружающей среды (МООС), премьер поручил в течение двух ближайших лет сосредоточиться в основном на пяти-шести вопросах. “Мы о них говорим, и они перетекают из одного в другой год. Нужно взять и решить”, - поручил он.
Отвечая на вопрос “НП”, на чем министерство намерено сконцентрировать свои усилия, глава МООС
Нургали Ашимов отметил, что он “не хотел бы сейчас навязывать свое мнение через СМИ. Это надо обсудить с общественностью, НПО, выехав в регионы”.
При этом министр добавил, что в первую очередь его ведомство должно обратить внимание на “международные обязательства, которые должны быть выполнены “кровь из носа”. Так, например, мы должны решить проблему Семипалатинского полигона, потому что река (Илек в Актюбинской области. -
“НП”) трансграничная, уходит в Россию”, - отметил главный эколог страны. “Есть вопросы, которые мы должны решить, исходя из конвенции. А есть и такие, когда, чем больше общественность участвует, тем лучше”, - добавил министр.
Однако, учитывая закрытость недропользователей и необходимость выделения средств на проведение научных исследований и объективных мониторингов, одной лишь общественностью здесь не обойтись.
Как бы ни корректировалось действующее законодательство, ситуация пока мало меняется в лучшую сторону. Крупные нефтяные компании предпочитают платить штрафы, нежели заботиться о природе. Так, по словам начальника Жайык-Каспийского департамента экологического регулирования и контроля МООС Роберта Суербаева, в прошлом году Agip KCO заплатил штрафов около 3 миллиардов тенге, “Тенгизшевройл” - около 5 миллиардов, а компания Karachaganak Petroleum Operating возместила в бюджет около 2 миллиардов тенге за нанесение вреда экологии.
При нанесении казахстанской природе ущерба более чем на 130 миллионов тенге наступает уголовная ответственность. Причем за колючей проволокой на срок от двух до восьми лет рискуют оказаться не только недропользователи, но и чиновники, выдающие соответствующие разрешения на “сверхнормативные” эмиссии.
В прошлом году разрешенные объемы сбросов загрязняющих веществ в целом по стране составили 2,8 миллиона тонн.
Астана |