|
Юлиана Жихорь
Последний месяц все чаще парламентарии стали задавать правительству вопросы касательно деятельности многочисленных религиозных сект. Как выяснилось в минувшую среду, это была лишь артподготовка перед полномасштабным наступлением на отечественное религиозное законодательство - 8 депутатов инициировали поправки в ряд законов по вопросам вероисповедания и религиозных объединений. В пояснительной записке к документу основной причиной, подвигшей парламентариев на разработку поправок, называется тот факт, что за все время существования Закона “О свободе вероисповедания и религиозных объединениях” - с 15 января 1992 года - поправки в него вносились лишь 4 раза. (Для примера: поправки в Налоговый кодекс вносятся ежегодно, а то и по два раза в год.) Причем касались они лишь отдельных вопросов: национальной безопасности или противодействия экстремизму. Самое главное - правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений - не рассматривалось
Нынешний документ ликвидирует этот пробел. Фактически он направлен на ужесточение правил регистрирования религиозных объединений, уточнение статуса малочисленных групп, не являющихся юридическими лицами. Четко очерчивает права религиозных проповедников, а главное - обозначает запреты на проведение определенных видов деятельности.
По сути дела, документ подгоняют под ратифицированные за последние 16 лет международные конвенции, касающиеся прав человека. Как сообщил один из разработчиков закона Тито Сыздыков, “граждане Казахстана должны жить в правовом государстве, работать и жить по Конституции РК и по законам РК. К сожалению, находится ряд мелких сект, религиозных объединений, которые живут по своим уставам, по своим законам, по тем канонам, которые диктует им секта. Некоторые в школы детей не отправляют, тем самым ущемляют права ребенка, а мы же ратифицировали Конвенцию по правам ребенка. Есть объединения, которые ведут затворнический образ жизни - не смотрят ТВ, газет стараются не читать”.
Последним наиболее ярким примером такой сектантской деятельности можно считать российских пензенских затворников, постепенно выходящих из подземелья. В Казахстане столь ярких примеров пока не было. Однако случаев, когда члены разных сект пренебрегали достижениями цивилизации во имя законов своего объединения, предостаточно. Один из самых запоминающихся произошел пару лет назад в Шымкенте, где 9-месячный младенец умер в больнице потому, что его родители - члены общины “Свидетели Иеговы” - категорически отказались от переливания крови ребенку, о чем написали расписку. Мальчик умер от тяжелых последствий аутоиммунной гемолитической анемии - острой сердечной и почечной недостаточности, отека мозга и легких, отравления организма мочевиной. Всего этого можно было избежать путем простого переливания крови.
Теперь депутаты предлагают внести норму, в соответствии с которой родители, безусловно, вправе воспитывать своих детей в соответствии со своими убеждениями, но “не допускаются принудительные меры по привлечению детей к религии. Религиозное воспитание ребенка не должно причинять вред его физическому, психическому здоровью и нравственному развитию”. Кроме того, организация и проведение служителями культа собраний из числа несовершеннолетних будут разрешены исключительно после письменного согласия обоих родителей (или попечителей ребенка, по согласованию с органами опеки и попечительства).
Кроме того, документом предусматривается запрет на деятельность религиозных объединений, склоняющих и принуждающих к разрушению семьи, препятствующих получению обязательного среднего образования, наносящих ущерб нравственности, здоровью граждан, в том числе и использованием наркотических и психотропных средств.
Вводится также норма, предусматривающая имущественные отношения граждан с религиозным объединением. “Не допускается принуждение членов и последователей религиозного объединения к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения, его руководителей и других членов”. Вместе с этим документ дополняется нормой о необходимости дополнения устава религиозного объединения условиями и порядками приобретения и утраты членства в объединении.
Для регистрации в госорганах объединение должно представить не только устав, но и “сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики”. В том числе об истории возникновения конфессии, формах и методах деятельности, об отношении к браку и семье, образованию, особенностях отношения к здоровью последователей, список ограничения для членов в отношении гражданских прав и обязанностей. В случае, если государственный орган что-то не устроит в этом списке, он вправе отказать в регистрации. Если же миссионерская деятельность без регистрации будет все же вестись, то на проповедников наложат штраф в 15 МРП (иностранцев выдворят за пределы Казахстана).
К слову, в случае принятия предложенного депутатами законопроекта правительство РК будет ежегодно предоставлять квоту на миссионеров, а уполномоченный орган распределять ее по регионам с учетом предложений акиматов. (В общем, теперь на религиозных проповедников будут смотреть не иначе, как на импортную рабсилу.)
Новшеством закона будет также и ограничительная мера по распространению религиозной литературы некрупными религиозными организациями. (Как правило, к таким относятся все, кроме традиционных в Казахстане ислама, православия, иудаизма и католицизма.) Так, религиозная группа будет не вправе учреждать предприятия по выпуску богослужебной литературы и производству предметов религиозного назначения; основывать, арендовать и содержать открытые для широкого доступа места богослужений или религиозных собраний, а также места, почитаемые последователями иных религий. И что немаловажно, “проповедовать и распространять вероисповедание вне религиозной группы”.
Правда, в другой статье закона депутаты пишут, что “распространение предметов религиозного назначения, богослужебной литературы и иных информационных материалов религиозного содержания среди граждан в общественных местах, в общественном транспорте или на улице, а также обход жилищ с этой целью допускается только по инициативе и с согласия самих граждан”. То есть фактически одной статьей запрещая “проповедовать и распространять”, другой - депутаты говорят: “Можно, но лишь с согласия”. Видимо, это несоответствие будет устранено в процессе работы над документом.
Равно как и норма, не допускающая получения религиозными объединениями финансовых и других пожертвования от анонимов. И все пожертвования принимать исключительно с использованием контрольно-кассовых аппаратов. То есть ставшие традиционными ящички в церквях с надписями “на ремонт храма” и т.п. окажутся вне закона.
Депутаты приняли в работу законопроект, обязавшись подготовить по нему заключение до 1 декабря.
Астана |