Юлиана Жихорь
Уже несколько лет наблюдатели и эксперты (правда, неправительственные) твердят о новой угрозе человечеству - надвигающемся дефиците продовольствия. Однако их голоса оставались неслышимыми сначала в эйфории бурного роста доходов, затем - в миноре экономического кризиса. И вот теперь, когда для большинства государств кризис - если не вчерашний день, то уже значительно ослабевшая проблема, пришло время задуматься, чем прокормить граждан
А кормить их, судя по всему, скоро станет либо нечем, либо чересчур дорого. В Китае, самом многочисленном государстве, в прошлом году боролись с двумя главными проблемами - инфляцией и ростом цен на продовольствие.
В Казахстане сдерживание цен - тоже не новелла. Ярчайший пример - так называемая социальная булка хлеба, цену на которую устанавливает непосредственно правительство.
И похоже, что из единичной вынужденной меры установление предельных цен на основные социально значимые продовольственные товары скоро станет обычным явлением.
По прогнозам Продовольственной организации ООН, в году Кролика аппетиты граждан будут расти в геометрической прогрессии, прямо пропорционально уменьшению количества продуктов на одного homo sapiens. Так, по данным ООН, стоимость продовольственного импорта беднейших стран мира в наступившем году может подняться на 11 процентов, а в странах с низким доходом и продовольственным дефицитом - на 20 процентов.
Вот и в Казахстане в нынешнем году вступает в силу Закон о регулировании торговой деятельности. Согласно документу, Минэкономразвития ежегодно будет устанавливать пороговое значение розничных цен на социально значимые товары. Региональным акиматам вменяется отслеживать соблюдение этих порогов.
Правда, как показал декабрь, сделать это будет ой как непросто. В период, казалось бы, жесточайшего контроля над уровнем цен, за пару недель до Нового года стоимость товаров достигла небывалых высот. По данным председателя Агентства по защите конкуренции Мажита Есенбаева, “цены на говядину выросли с 750 тенге до 1400: с одной стороны - цена для проверяющего, с другой - для покупателей”. В общем, праздник показал: спекуляция продовольствием - дело прибыльное, и акиматы справиться с нею не в состоянии.
Уже сейчас АЗК призывает разобраться и наказать “криминал” налоговой службой и местной полицией. А вместе с тем - выработать систему контроля над ценами в надвигающийся период мирового продовольственного коллапса.
Пока в Казахстане список так называемых социально значимых товаров не велик - всего 43 наименования входят в состав продовольственной корзины, необходимой, по мнению чиновников, для поддержания нормальной жизнедеятельности. Для примера: в Белоруссии уже составлен список из 86 товарных групп (не просто товаров), цены на которые регулирует государство. В России аналогичный список прорабатывается сейчас. Казахстан молчит.
Астана |