Влад Гринкевич, экономический обозреватель “РИА Новости”
Приближающийся год станет моментом истины для авторов многочисленных прогнозов относительно будущего рубля. Прогнозы экспертов порой отличаются диаметрально: одни видят будущее российской валюты умеренно оптимистичным, другие рисуют мрачные картины
Серьезное ослабление рубля к концу 2010 года несколько месяцев назад предсказывали эксперты Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ). Причиной возможной девальвации должно было стать ухудшение платежного баланса из-за быстрого роста и удорожания импорта. Опережающий рост импорта и отток капитала из страны сделали свое черное дело, но рубль не обрушили, а лишь помешали его ожидаемому укреплению - такого мнения придерживается директор Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии Сергей Моисеев.
На прошедшей в “РИА Новости” пресс-конференции “По волнам валютных курсов: каким будет рубль в 2011 году” он предположил, что сейчас “курс рубля находится в относительном равновесии”, которое устраивает участников рынка.
Расхождения в оценках имеют вполне логичное объяснение. “Сложно найти нечто более неопределенное, чем валютный курс, который собирает в себе множество факторов”, - пояснил научный руководитель Института финансовых рынков и прикладной экономики Финансовой академии при правительстве РФ Яков Миркин.
Состояние российской валюты, как и вся экономика России, во многом зависят от конъюнктуры мировых рынков - то есть от цен на сырье, состояния развитых экономик, курса доллара и так далее. Но этого-то как раз никто точно предсказать не может.
Сколько в последние два года звучало прогнозов о скором падении цен на нефть! Аргументы при этом выдвигались вполне логичные: сырьевые рынки спекулятивно перегреты за счет антикризисных средств, выделенных правительствами разных стран на поддержку своих экономик. Как только антикризисная ликвидность закончится, баррель начнет стремительно дешеветь. Назывались даже возможные сроки обвала нефтяных цен: начало осени 2009-го, зима 2010-го. Но дата наступала, а черное золото и не думало дешеветь.
Скорее наоборот. Вот и сейчас цена нефти близка к докризисному уровню - около 90 долларов за баррель. Часть экспертов прогнозирует дальнейший рост - примерно до 100 долларов. Разумеется, если не случится чего-то экстраординарного, а такое, как показал опыт этого года, вполне возможно. Ну кто мог предположить, что кризис суверенных долгов едва не повергнет Старый Свет в пучину нового кризиса. Между тем тревожные сигналы звучат уже и из Китая, который называют главным локомотивом мировой экономики, и с которым связывают дальнейший рост спроса и цен на сырье.
Не надо забывать и о том, что не только рубль может дорожать или дешеветь относительно доллара, но и сам доллар как резервная валюта то слабеет, то набирает вес. “Существуют многолетние циклы движения доллара по отношению к корзине основных валют, - поясняет Яков Миркин. - Это 15-20-летние циклы: сначала укрепление, затем ослабление. Ослабление доллара всегда означает рост цен на нефть, металлы и так далее”. И вновь, по оценке Миркина, ситуация двоякая: с одной стороны, можно ждать многолетнего укрепления доллара, но “есть немало причин, по которым этого может не произойти”.
Советы экспертов относительно того, как сохранить деньги, также неоднозначны. Сергей Моисеев считает, что “короткие” деньги, отложенные для потребления, логичнее хранить в рублях, долгосрочные сбережения разбивать на три валюты. Яков Миркин советует тем, кому позволяют средства, выходить на фондовый рынок и покупать акции “голубых фишек”. |