Наталия Цой
Сообщение о том, что с этого года все копии учебной и научной литературы будут считаться пиратскими, всколыхнуло студенческую общественность. Ведь вознаграждение, которое владельцы копировальных центров будут вынуждены платить авторам, чьи права, кстати, планируют защищать общественные организации, может стать причиной удорожания этой востребованной услуги
Теперь, чтобы навести порядок с авторскими и смежными правами, за использованием копий научной литературы будет следить республиканское общественное объединение - авторское общество “Абырой”. По словам председателя Авторского совета РОО Темирлана Тулегенова, в Казахстане с 1996 года существует 20-я статья, которая как раз и регламентировала режим использования печатных произведений.
“Если объяснить “на пальцах”, то речь идет о том, что с появлением копировальных аппаратов у читателя отпала необходимость покупать книгу целиком, - поясняет он. - Теперь достаточно ее взять и сделать копии нужных страниц. Кто от этого страдает в первую очередь? Это отечественный книгоиздатель, который потратил очень серьезные деньги на выпуск тиража. И автор, с которым этот самый книгоиздатель должен поделиться прибылью”.
В Казахстане существует еще одна, не менее важная проблема. До сих пор большинство авторов даже не знает, как защищать свои права и получать гонорары за использование их произведений. Вот и получается, что они зачастую и не догадываются, что их права нарушены.
Поэтому одна из основных задач общества - ликвидировать правовую безграмотность. Чтобы авторы могли заставить уважать себя и свой труд. А ведь это тоже бизнес, и очень серьезный. Только надо уметь управлять своими правами. Кстати, в учебной программе отечественных творческих вузов даже нет такого предмета, как авторское право.
Так называемые нововведения предполагают, то с каждой копии предприниматели или библиотеки вузов, школ, колледжей, которые оказывают студентам копировальные услуги, будут обязаны отчислять по 20 процентов от полученного дохода. Кстати, ставка рекомендована зарубежными коллегами “абыройевцев”.
И хотя в СМИ звучала информация о том, что с 1 января начнется жесткий контроль всех копировальных центров и проведение тотальных проверок, пока никаких решительных действий эта общественная организация проводить не планирует. Хотя на сегодняшний день и существуют механизмы, которые могут принудить бизнесменов следовать букве закона. Ее сотрудники хотят пойти другим путем и прежде всего изменить отношение в обществе к творческим людям.
Ведь согласно этому самому закону автор имеет полное право на получение вознаграждения за использование его произведения. Причем не важно, что это - научная статья или музыкальное произведение. Уже во всем мире, и вполне успешно, эти нормы действуют, и только в Казахстане процветает “копипиратство”.
Хотя тут сразу же возникает множество вопросов. Например, каким образом соответствующие органы собираются контролировать количество сделанных копий? И как они собираются обязать сотрудничать всех владельцев копировальных аппаратов?
Конечно, можно применить уже зарекомендовавшую себя систему штрафов. Тогда предприниматели и те, кто оказывает копировальные услуги, вынуждены будут заключить с обществом договор и ежемесячно отчислять проценты вознаграждения. Так сказать, в добровольно-принудительном порядке.
Опять же, “больной” вопрос ценообразования не дает покоя. И даже, в общем-то, правильные слова о том, что “Абырой” действует в рамках действующего законодательства, пока не звучат убедительно. Особенно для студентов, которые являются самыми активными посетителями копи-центров. Ведь у них каждая копейка на счету.
Пожалуй, только поклонники классической литературы могут вздохнуть свободно. Потому что копии произведений Пушкина, Лермонтова и Абая не подвергнутся гонениям. Дело в том, что в данном случае применяется очень важное понятие - срок действия авторского права. В Казахстане он действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его ухода. |