|
Послесловие к медиакурултаю-2010
Мы живем в парадоксальное время. Причины парадоксов кроются в недопонимании, а оно, в свою очередь, ведет к конфликтам, разрешение которых древние греки охарактеризовали как “разрубание гордиевого узла”. Однако обо всем по порядку.
Вот уже три года в Казахстане проводится такое мероприятие, как медиакурултай, на котором организаторы пытаются выстроить диалог между прессой и властью. Природа данных отношений и, соответственно, основание необходимости диалога вроде понятны - одни хотят больше свободы и льгот, другие - регулирования этих свобод в пользу государственных интересов. Но посмотрев на ситуацию по прошествии двух месяцев с последнего медиакурултая, я решил все-таки поделиться одной крамольной мыслью - диалога не может быть по сути в нашей стране.
Почему? Да по той простой причине, что уже сейчас наша казахстанская пресса контролирует менее трети (если принимать во внимание экономически и социально активное население) информационного пространства в стране. При этом кривая тенденции идет к дальнейшему снижению этого показателя. Базовая статистика такова - в стране более миллиона семей (а это около 3,5-4 миллионов человек преимущественно сельского и пригородного населения) имеют спутниковые тарелки и смотрят российские, турецкие, китайские каналы в зависимости от географии и предпочтений. Но, как правило, эти тарелки не принимают ни одного казахстанского канала. В самих же городах сейчас более полумиллиона пользователей кабельных сетей, а это еще плюс полтора миллиона человек. По прогнозам экспертов, количество пользователей кабельных услуг вырастет в 3-4 раза уже через четыре года, то есть до 4-5 миллионов, а это как раз наиболее активное городское население. При этом доступ к Интернету, который по природе стал альтернативой медиа, расширяется семимильными шагами и будет активно расширяться в дальнейшем с развитием мобильной телефонии, IP-ТВ и пр.
С точки зрения государственной информационной безопасности ситуация - страшнее не придумаешь. Как проводить пропагандистскую работу с населением, если тебя не смотрят и не слушают? Вешать билборды что-ли? Конечно, Министерство информации наконец-то стало озадачиваться проблемой, что очевидно по прошлогодним инициативам вроде открытия нового детского канала “Балапан” и запуска в конце декабря цифрового спутникового вещания.
Однако насколько эффективны принимаемые министерством меры и способны ли они решить проблему информационной зависимости, и самое главное - все ли зависит от самого Министерства информации? Ведь если даже ввести новые 2-3 казахстанских канала в кабеле, не растворятся ли они в 60 российских каналах в кабельных и спутниковых сетях? Тем более что согласно нашим законам казахстанские каналы обязаны вещать половину времени на казахском языке. Что будет в таком случае при нерегулируемом свободном доступе одновременно смотреть подавляющее большинство в 10-12 миллионов русскоязычных и двуязычных (шала) казахстанцев вместе взятых - “Ел Арну” или ОРТ, НТВ, РБК и ТНТ с бюджетами и кадровым потенциалом, превышающими всякое мыслимое сравнение с казахстанскими каналами?
И дело здесь даже не в смотрибельности телепередач, как ошибочно думают многие. Даже суперинтересный бразильский сериал я никогда не буду смотреть в оригинале, если я не знаю португальского и у меня будет одновременный доступ к каналу на знакомом языке. Даже суперинтересные передачи на казахском не найдут русскоязычного зрителя в Казахстане, и не надо питать на этот счет иллюзий. Если мы хотим контролировать отечественное информационное пространство, то Министерству информации надо контролировать не отечественные СМИ, которых итак уже законтролировали донельзя, а допуск зарубежных СМИ к отечественному зрителю. И казахстанские медиа на самом деле находятся по одну сторону баррикад с Мининформом, где министерская миссия заключается в создании таких регуляторных условий, где казахстанские медиа могли бы захватить умы своих соотечественников. А это возможно только при одновременном стимулировании отечественного производства контента и регулировании зарубежного вещания.
Пока же ОРТ, вещаясь в открытом эфире, забирает более 50 процентов (или около 60 миллионов долларов в год!) всех рекламных бюджетов в Казахстане. При этом ОРТ - лишь ретранслятор, он не создает рабочих мест в Казахстане, не производит своего контента. Кстати, нигде на постсоветском пространстве, кроме Казахстана, ОРТ не вещает в открытом доступе в эфире и соответственно не гребет лопатой их национальные рекламные бюджеты, из-за чего отчасти и не могут подняться наши частные телеканалы.
Казахстанские кабельные операторы за присутствие отечественных каналов берут с них бешеные деньги, а зарубежным платят сами. Дошло до того, что в связи с тем, что в России в журналах можно размещать рекламу табачных и спиртных изделий, наши производители печатают рекламу в российских изданиях, чтобы дойти до казахстанцев, ведь на прилавках 85 процентов российских глянцевых журналов. Соответственно, рекламные бюджеты (а это основной источник средств для телеканалов) уходят от казахстанских медиа к их конкурентам - а это разве правильное регулирование отечественного медиарынка?
И самое главное, информационную безопасность страны не решить без разрешения языкового вопроса. Но вопрос ребром - сколько казахстанцев владеют государственным языком в реальности, если я за 20 лет независимости до сих пор не могу сводить детей на современный фильм или посмотреть интересные передачи на родном языке, а на полках количество книг на казахском не превышает 5 процентов? Иными словами, если хочешь говорить только на казахском, то в родной стране ты не прочитаешь ни одного современного делового издания или популярной научной литературы. |