|
Алан Байтенов, Ботагоз Омар
Под занавес года нас обрадовали проектом новых поправок в ПДД. К нему прилагалась пояснительная записка, где было указано - изменения подготовлены согласно Конвенции ООН о дорожном движении. Однако слепое желание соответствовать мировым стандартам, как всегда, пошло вразрез со здравым смыслом. Так, например, согласно этим правилам, распивать спиртное (после принятия поправок) в собственной машине запрещается. По всей видимости, даже в том случае, если она припаркована по всем правилам или находится в гараже. Поправки предлагают и такое - пешеходы в темное время суток будут обязаны носить одежду со светоотражающими полосками, а водители, чьи транспортные средства повреждены более чем на сумму в 20 МРП, могут остаться без своих авто (их ждет штрафная стоянка). А ведь “залечить”, например, пустяковую царапину на престижной машине может стоить гораздо дороже. Но прения по этому вопросу, мы считаем, еще впереди, и, по всей видимости, пик их придется на начало 2011 года
Еще одно интересное событие в сфере транспорта - с обочин убрали дорожных полицейских. Так нас защитили от мздоимства на дорогах. Правда, до сих пор не известен официальный статус этой программы. С одной стороны, нам ее презентовали как часть проекта по борьбе с коррупцией, а с другой - аккуратно уточнили (спустя 3 месяца) - это эксперимент сроком всего на 6 месяцев. Официального решения мы так и не дождались, но некоторые сотрудники дорожной полиции (по всей видимости, решив, что сроки проведения эксперимента прошли и коррупция побеждена) вновь вышли на промысел. Даже появилось новое название таких единиц - “стоячий полицейский”.
Кстати, нельзя пропустить (пусть это событие и меньшего калибра) пробный запуск Алматинского метро. Спустя 22 года метрополитен, пусть и в тестовом режиме, но запустили. Конечно, в строю только 8 километров путей и во время демонстрации использовалась только половина (да и вагон катался только один), зато всем продемонстрировали - метро все же “пробьется”. Кстати, на убранство станций денег не жалели - обилие мрамора, витражи и готические своды. Быть может, эта помпезность и монументальность проекта помешала оживить метро полностью согласно планам в 2010 году?
Теперь Казахстан с началом строительства своей части коридора Западная Европа - Западный Китай полноценно вольется в мировую транспортную систему. Эта артерия должна пройти вдоль Казахстана и зацепить почти все его области. Не будем вдаваться в подробности (миллиарды тенге и сотни километров уже порядком наскучили), а вспомним один курьезный момент, благодаря которому чуть не встал крупнейший международный проект. Итак, в пылу сражения за сроки сдачи своей части проекта ответственные лица вдруг упустили такую мелочь - рабочим не хватило земли, то есть грунта. Виновными оказались существующие бюрократические порядки - выяснилось, что для цикла “добыча грунта - передача заказчику” необходимо от 171 до 407 дней. Вот и дефицит образовался - 49 миллионов тонн. Позже эти вопросы, правда, были решены: ведь ожидания МТК от использования нашего отрезка коридора гигантские - 2 миллиарда долларов в год за счет одних грузоперевозок уже к 2015 году.
2010 год проходил, а Казахстан продолжал интегрироваться в международную транспортную систему. И, наконец, утвердил международные нормы прохождения техосмотра. Это, посчитали официальные власти, существенно облегчит жизнь транспортникам, так как теперь отечественное свидетельство прохождения техосмотра легитимно в 38 странах мира. Правда, возникли некоторые сомнения об истинном качественном уровне этого освидетельствования. Ведь, как известно, процедуру техосмотра решено было передать в частные руки (в 2011-м это случится), а именно в “конкурентную среду”. При том, что действительно работающих механизмов контроля над частниками нет. Вспомним - почему в свое время у частников техосмотр забрали? Тогда сослались на неуправляемость и повышенный риск возникновения коррупции. Что же изменилось сегодня и изменится завтра? Только, наверное, то, что можно будет сделать техосмотр (уже международного образца) с легкостью, возможной только на территории Казахстана... Да и, откровенно говоря, при ныне существующих порядках это достаточно просто.
Вообще 2010 год можно назвать годом переноса сроков. Взять хотя бы введение новых таможенных пошлин (благодаря которым цена таможенной очистки возрастает в несколько раз) и внедрение экологического стандарта Евро-3 для импортируемых автомобилей. Конечно, экологический стандарт должны были ввести с 1 января 2011 года, однако вспомнили о нем в 2010-м. С виду жесткие сроки порядком потрепали нервы. Но в конце все же решено было перенести введение (увеличение пошлин и экостандарт) на следующий год. Для них даже определили единое время - 1 июля 2010 года.
Кстати, глава Минтранскома Абельгази Кусаинов на этой неделе тоже уделил внимание подведению итогов. В первую очередь он вспомнил железнодорожный сектор, а именно дефицит железнодорожных вагонов. По официальным данным, он сегодня исчисляется в количестве 500 единиц. А ведь железнодорожным транспортом ежегодно перевозится около 18 миллионов пассажиров, то есть каждый среднестатистический казахстанец пользуется этим видом транспорта, как минимум, один раз в год. Чтобы решить этот вопрос, было принято решение об отмене прицепных вагонов международных поездов, имеющих низкую наполняемость. За счет этого возросло число беспересадочных вагонов Атырау - Астана, восстановлено курсирование беспересадочных вагонов Костанай - Киев и Лениногорск (Риддер. - “НП”) - Москва.
Министр уделил внимание также и вопросам индустриализации и создания отечественного производства. Не за горами тот день, когда “с конвейера” выйдут первые казахстанские вагоны. В этом году в Астане совместно со всемирно известной компанией Talgo начато строительство завода по выпуску комфортабельных вагонов.
Но главная новость от министра не в этом. А в развитии малой авиации. “Мы сняли все бюрократические барьеры для малой авиации. Для нашей территории это актуально, и эта авиация будет развиваться большими темпами”, - сообщил Абельгази Кусаинов. Как доказательство, в ряде регионов страны уже начата реализация строительства авиазаводов: Алматинская область (сборка “ЯК-58” и “А-31” и открытие центра по техобслуживанию легких вертолетов “Еврокоптер”), Карагандинская область (сборка самолетов “Фермер”), Астана (сборка легких вертолетов “МД-500”).
Но вспомнили и о не самом приятном. Большинство крупных авиакомпаний по-прежнему “сидят” в “черном списке” Евросоюза как игроки, которых просто не запустят в эти страны из-за отсутствия установленных ЕС мер безопасности. Однако медленно, но верно вопрос в этом плане решается в нашу пользу. 22 ноября девять казахстанских авиакомпаний уже вывели из “черного списка”. |