Ботагоз Омар
Государство готово пойти на беспрецедентный шаг и выделить до 50 миллионов долларов, лишь бы в нашей стране родились инновационные проекты, о которых потом будет говорить весь мир. Поверят ли чиновникам отечественные ученые и сможет ли этот шаг найти отклик в бизнес-среде? На днях представители четырех стран размышляли о том, как дать возможность рождения в недрах СНГ прообраза Силиконовой долины
Главное образовательное ведомство страны уже заявляло о том, что трудится над разработкой программы, которая позволила бы вернуть казахстанских ученых, работающих за границей. Так, например, по данным министра образования и науки Баћытжана Жумагулова, в Силиконовой долине 25 процентов работающих - это выходцы из Советского Союза. “Это очень большая цифра. Казахстанцев тоже там немало. Но эта эмиграция ученых была в основном в 90-е годы”, - отметил главный педагог страны.
На этой неделе для обсуждения вопросов в сфере инновационного сотрудничества между Россией, Арменией, Казахстаном и Украиной был проведен специальный видеомост. Отвечая на вопрос “НП”, все стороны дискуссии поделились своим видением этой проблемы: как все-таки прекратить отток научных умов за пределы наших стран?
Пока самые крупные вливания с недавнего времени делаются Казахстаном. По словам директора департамента новых технологий и энергосбережения Мининдустрии Галыма Амреева, в этом году впервые за последние десять лет в нашей стране была запущена система грантового финансирования. “В этом году мы небольшие средства выделили, около 10-11 миллионов долларов США, но со следующего года мы готовы выделять до 50 миллионов долларов на предоставление грантов”, - сообщил он.
По словам первого заместителя председателя правления АО “Национальный инновационный фонд” Ауельбека Токжанова, сегодня государство готово предоставлять гранты начинающим предприятиям. “Государство взяло на себя стимулирование развития инноваций через финансирование грантами - это опытно-конструкторские разработки, привлечение новых технологий, трансферт, написание ТЭО, а также приобретение патента. Это те вопросы, которые бизнес или ученый на начальном этапе не знает”, - сообщил он.
Причем дальше эти проекты получат развитие через создание венчурного фонда, в котором государственное участие может составить 49 процентов против 51 процента частных финансовых вливаний. “Мы можем до трех миллионов долларов вложить в один инновационный проект и его реализовать. 3-7 лет - практически средний срок реализации этих проектов”, - добавил Ауельбек Токжанов.
В этих вопросах важно не только давать средства, но и стимулировать потребление этих инноваций. Сегодня чиновники стремятся к заключению с представителями крупного бизнеса технологических соглашений, согласно которым государство берет на себя финансирование инновационных разработок, потребителями которых будут являться эти крупные компании.
По словам заведующего лабораторией института народнохозяйственного прогнозирования РАН Николая Комкова, для развития инноваций предприниматели должны быть готовы к переходу на новый этап развития. “Почему наши российские физики не могли начать реализацию своих приложений в России? - не было открытых и высокого уровня компаний, которые обладали достаточными технологиями, - привел он пример. - В Англии это удалось сделать”.
В свою очередь исполнительный директор союза компаний по информационным технологиям Карен Варданян нашел в мобильности ученых положительную сторону. “Люди, которые уехали, потом приезжают обратно в Армению и создают филиалы компаний инновационных предприятий, - сообщил он. - И эта диаспора обеспечивает мост между Арменией и Силиконовой долиной”.
Астана |